Июнь 2009
29.06.2009 г. В МЧС России состоялось расширенное селекторное совещание по вопросу противопожарного состояния объектов социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей
В совещании приняли участие глава МЧС России Сергей Шойгу, Министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев и Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Максим Топилин.
По поручению Президента Российской Федерации от 7 февраля 2009 г. № Пр-255 проведены комплексные проверки действующих объектов социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей, расположенных на территории Российской Федерации.
В ходе расширенного селекторного совещания Главный государственный инспектор по пожарному надзору МЧС России Геннадий Кириллов сообщил, что в России закрыто 763 объекта соцзащиты, находящихся в пожароопасном состоянии.
К административной ответственности привлечено более 3 тысяч юридических лиц, около 7 тысяч должностных и почти 480 граждан. По результатам проверок в суды направлено 1 500 тысячи материалов на приостановку эксплуатации объектов. Судами принято решение о приостановке 763 объектов, находящихся в пожароопасном состоянии.
Геннадий Кириллов также уточнил, что по состоянию на 20 июня органами государственного пожарного надзора на учет взято 9 619 учреждений социального обслуживания населения. Это, прежде всего, школы-интернаты, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома, психоневрологические центры и интернаты.
На указанных объектах проведено 14 277 мероприятий по надзору, в ходе которых выявлено около 76 тысяч нарушений требований пожарной безопасности. Наиболее распространенными нарушениями являются отсутствие систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре, неисправность электросетей и электрооборудования, неудовлетворительное состояние путей эвакуации, отсутствие нормативного количества первичных средств пожаротушения и индивидуальных средств защиты органов дыхания.
С 1 января 2009 года на объектах соцзащиты устранено свыше 54 тысяч нарушений требований пожарной безопасности.
В настоящее время более чем в 2 раза увеличилось количество объектов, где сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации выведен на пульт подразделения пожарной охраны.
В настоящее время МЧС России готовит Свод правил «Здания стационарных учреждений социального обслуживания. Требования пожарной безопасности». «Этот документ будет носить рекомендательный характер и должен методически обеспечить деятельность руководителей учреждений социального обслуживания населения по обеспечению пожарной безопасности».
Кроме того, в рамках Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в РФ до 2012 года» МЧС создает автоматизированную базу данных о состоянии пожарной безопасности объектов социальной защиты и здравоохранения.
Глава МЧС России Сергей Шойгу также предложил ужесточить административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на объектах соцзащиты. Министр отметил, что «необходимо продолжить работу по внесению изменений законодательства для усиления административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности на объектах данной категории».
В ходе совещания глава МВД России Рашид Нургалиев распорядился приблизить наряды милиции к тем объектам социальной защиты, которые не выведены на пульт охраны. Министр отметил, что те социальные учреждения, которые не оборудованы «тревожной кнопкой» и не выведены на пульт охраны нуждаются в повышенном внимании.
Кроме того, Генеральный прокурор Юрий Чайка также потребовал полностью устранить нарушения законов в области защиты соцобъектов. «Необходимо полностью устранить нарушения законов, нельзя допускать новых трагических ситуаций, а также появления домов-фантомов без правового статуса», — подчеркнул Юрий Чайка.
Волгодонская АЭС: пройдена проверка на соблюдение требований пожарной безопасности.
С 15 по 23 июня Департамент надзорной деятельности МЧС России провел проверку атомной станции на соблюдение введенного в действие Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В состав проверяющей комиссии вошли начальник отдела регулирования пожарной безопасности атомных станций МЧС РФ, полковник внутренней службы П.М. Комков и заместитель начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области – начальник Управления Госпожнадзора, Главный Государственный инспектор Ростовской области по пожарному надзору подполковник внутренней службы А.М. Супруновский.
Комиссия работала совместно с руководителями и инженерно-инспекторским составом 9-го отряда ФПС по Ростовской области, а также представителями структурных подразделений Волгодонской АЭС.
В рамках проведения проверки прошло совещание, на котором были рассмотрены вопросы соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации атомной станции, связанных с введением нового технического регламента. Выполнение предписаний и решений, принятых на совещании, позволит привести в соответствие существующие требования пожарной безопасности и повысить уровень противопожарной защиты Волгодонской АЭС.
По результатам проверки комиссия отметила высокую готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара и констатировала, что организация и проведение противопожарной пропаганды, а также обучение работников мерам пожарной безопасности на атомной станции ведутся на должном уровне.
Основные новации № 123 — ФЗ
Состояние пожарной безопасности в России, несмотря на ежегодное улучшение показателей обстановки с пожарами, по-прежнему оказывает заметное влияние на социально-экономическое положение государства и личности.
Е.А. МЕШАЛКИН, д.т.н., профессор (вице-президент по науке НПО «Пульс»)
Так, полные потери от пожаров оцениваются примерно в 50 млрд руб. в год, что составляет почти 50% от суммы финансовых средств, предусматриваемых в бюджете на 2008–2010 гг. для решения проблемы аварийного и ветхого жилого фонда. Ежедневно происходит около 600 пожаров, до 90 чел. погибают или получают серьезные травмы, около 1 тыс. чел. остаются без жилья в результате его уничтожения или существенного повреждения пожаром. Более значительными являются потери только в сфере безопасности дорожного движения.
Действующие до последнего времени нормативные документы в подавляющем большинстве не учитывали положения ст. 46 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.02г. «О техническом регулировании» об обязательности исполнения требований в части обеспечения безопасности людей (очевидно, не только находящихся собственно в объекте, а и прохожих, участников тушения пожара и др.) и чужого имущества (например, припаркованных транспортных средств, городских коммуникаций энергообеспечения и связи, пожарной техники и т.п.). Остальные требования следует отнести к категории рекомендуемых, т.е. их выполнение зависит от заказчика, тем более что для объектов, не финансируемых за счет соответствующих бюджетов, необходимость и объем разработки раздела 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование (п.7 «Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87).
Принципиально новым этапом стало принятие и ввод в действие с 01 мая 2009 года ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который впервые придал статус закона многим принципиальным положениям по пожарной безопасности, содержащимся в развивавшейся в течение нескольких десятилетий системе норм и правил (около 1,5 тыс. нормативных документов).
Основные новации ФЗ:
ст. 4 (п. 4). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). Требования таких НД следует отнести к категории рекомендуемых для применения, что подтверждает ст. 6 ФЗ, где отмечено что «ПБ объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования ПБ, установленные ФЗ о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений». Об этом же свидетельствует ФЗ № 65-ФЗ от 01.05.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», которым к нормативным документам, кроме стандартов, отнесены Своды правил (ст. 2, абзацы 19, 20 и дополнительный абзац «Своды правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки… и который применяется на добровольной основе»).
ст. 6. п. 3. «При выполнении обязательных требований ПБ, установленных ФЗ о технических регламентах, и требований НД по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется»;
п. 5. «Юр. лицом – собственником объекта защиты… должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со ст. 64»;
п. 6. «Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности…».
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 (зарегистрирован Минюстом России, рег. № 13577 от 23 марта 2009 г.);
п. 7. «Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами РФ».
Принято и вступает в силу с 01 мая 2009 г. постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», которым утверждены «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска»;
п. 5 «Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России»;
п. 6. «Методики по п.5 подлежат опубликованию в печатном издании МЧС России и размещению в информационной системе общего пользования (видимо, в интернете на сайте МЧС России) в электронно-цифровой форме на период их действия».
При этом следует учитывать, что для практического применения таких методик важное значение имеют исходные данные для проведения расчетов, которые для ряда объектов могут отсутствовать или их трудно получить из имеющейся статистики (высотные здания, многофункциональные комплексы, высокостеллажные склады и т.п.);
п. 7. «Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета…».
Вероятно, что в разд. 1 декларации пожарной безопасности разработчику (т.е. декларанту – согласно п. 3 прилож. № 2 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91) необходимо указывать только итоговые показатели расчетов пожарных рисков, а соответствующие расчеты в виде отчета (заключения), представленного экспертной организацией, прошедшей добровольную аккредитацию в МЧС России (см. Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7.04.2009 г. № 304) будет являться обязательным приложением к декларации.
Ст.ст. 28, 29, 30, 32. В пожарно-технической классификации и классификации по степени огнестойкости, кроме традиционных «зданий и сооружений» по СНиП 2.01.02-85* (п. 1.1*) и СНиП 21-01-97* (п. 5.2), четко определены также «строения и пожарные отсеки» I, II, III, IV и V степеней огнестойкости, классов конструктивной пожарной опасности СО, С1, С2 и С3, а также по функциональной пожарной опасности (ст. 32).
Ст. 35. Введены строительные конструкции с пределами огнестойкости 240 мин и 360 мин (п. 1).
Для заполнения проемов в противопожарных преградах при определении пределов огнестойкости введены «достижение предельной величины плотности теплового потока (W)» и (или) «дымогазонепроницаемость (S)», что отсутствовало в СНиП 2.01.02-85* (п.1.3) и СНиП 21-01-97* (п.5.10).
Ст. 37. Впервые к противопожарным преградам отнесены противопожарные разрывы, противопожарные занавесы, шторы и экраны, водяные завесы (ранее в п. 5.12 СНиП 21-01-97* относились только противопожарные стены, перегородки и перекрытия).
Ст. 53. Безопасная эвакуация людей при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации. По ст. 2 «безопасная зона – зона, в которой люди защищены от воздействия ОФП (например, л/к типа Н2 или Н3) или в которой ОФП отсутствуют (например, другой пожарный отсек, за пределами здания). В любом случае для подтверждения условия безопасной эвакуации требуется определение необходимого и расчетного времени (п. 4 ст. 53 – методы согласно нормативным документам по пожарной безопасности).
Эта же статья дает, очевидно, ответ на положения п. 4 ст. 4 «На существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями ПБ, положения настоящего ФЗ не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация зданий приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара…», т.е. для таких объектов следует расчетами подтвердить обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.
Ст. 56. Система ПДЗ должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от ОФП в течение времени, необходимого для эвакуации людей в БЗ (как правило, это не более 2–5 мин) или всего времени развития и тушения пожара. Нужно учитывать, что это принципиально разные требования и тогда нужен расчет времени развития и тушения пожара. Вероятно, без расчетов, по аналогии с требованиями к системам АУП и ВПП, можно принять это время равным 3 часам.
В п. 3 «приточная противодымная вентиляция используется для создания избыточного давления в защищаемых помещениях (например, безопасных зонах), тамбур-шлюзах и на лестничных клетках» (нет лифтовых шахт, что ранее было основным требованием – см. п.п. 8.13 – 8.15 СНиП 41-01-2003).
Ст. 60 (п.2) «Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала (не указано кем, но, видимо, лицами, указанными в п. 1, а также согласно Своду правил).
Ст. 61. Введено достаточно важное положение о том, что «здания… должны быть оснащены АУП в случаях, когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также в случаях, когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях… некруглосуточно». Таким образом, появляются дополнительные возможности в обосновании проектных решений с использованием пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения без применения АУП, т.е. получили дальнейшее развитие ранее действовавшие положения п. 1 НПБ 110-03.
Ст. 64. «Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством РФ предусмотрено проведение госэкспертизы проектной документации, а также для зданий класса Ф1.1 и предусматривает:
– оценку пожарного риска;
– оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара».
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 (зарегистрирован Минюстом России, рег. № 13577 от 23 марта 2009г.):
п.4. «Ответственность за полноту и достоверность сведений в декларации ПБ – собственник объекта защиты или иное лицо…»;
п.2 приказа МЧС: «Декларация ПБ может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности»;
п. 3. «Декларация ПБ (в двух экз.) на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации» (до ввода объекта в эксплуатацию – см. п. 5 ст. 6 и п. 5 приложения № 2 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91);
п.7. «Для эксплуатирующихся объектов декларация ПБ предоставляется не позднее одного года после дня вступления ФЗ в силу», т.е. до 1 мая 2010 года).
Декларация ПБ направляется в территориальный орган (УГПН) МЧС России непосредственно либо по почте (п.10 приказа МЧС). В течение 5 рабочих дней осуществляется проверка соответствия заполнения установленной форме. Регистрация – в перечне. После регистрации – в течение трех рабочих дней один экз. декларации отправляется декларанту.
Ст. 67. Подъезды пожарных автомобилей (п. 1):
с двух продольных сторон – к многоквартирным жилым домам высотой 28 м и более, иным зданиям высотой 18 м и более;
со всех сторон – односекционные жилые дома, общеобразовательные учреждения, детские ДОУ, лечебные учреждения со стационаром, научные и проектные организации, органы управления учреждений.
Ширина проездов (п. 6) – не менее 6 м, ранее можно было предусматривать 4,2 м.
Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания (п.8):
для зданий до 28м – не более 8м;
для зданий более 28 м – не более 16 м (минимума – не предусмотрено, ранее в п. 2* прилож.1 СНиП 2.07.01-89* было соответственно 5 м и 8 м).
Тупиковые проезды (не более 150 м) должны заканчиваться разворотными площадками не менее 15х15 м (п. 13).
Ст. 76. Дислокация подразделений пожарной охраны из условия:
в городах время прибытия первого подразделения не более 10 мин;
в сельских поселениях – 20 мин.
Расчет – по СП 2. Входит параметр скорости движения пожарного автомобиля: при скорости около 20км/ч – примерно 3км, т.е. существующий норматив по п.6* прилож.1 СНиП 2.07.01-89*. В принципе сейчас по статистике среднее время прибытия в городах – около 8 мин.
Ст. 78. «Для зданий, для которых отсутствуют нормативные требования ПБ, на основе требований настоящего ФЗ должны быть разработаны СТУ, отражающие специфику обеспечения их ПБ и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению ПБ». На практике случаев, когда будут по-прежнему требоваться разработка и согласование СТУ, достаточно много (высотные и многофункциональные здания, объекты, на которые СП не распространяются и т.д.). Таким образом, в отношении СТУ приказ МЧС России от 16.03.2007 г. № 141 и приказ Минрегиона России от 01.04.2008 г. № 36 продолжают действовать, тем более, что СП и стандарты являются нормативными документами добровольного применения и отступления от содержащихся в них требований должны оформляться в виде СТУ с компенсирующими противопожарными мероприятиями и расчетами пожарных рисков.
Ст. 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий, сооружений и строений:
п. 1. Индивидуальный пожарный риск не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке;
п. 2. Риск гибели в результате воздействия ОФП должен определяться с учетом функционирования СОПБ (!!!) зданий. До последнего времени безопасная эвакуация в пределах помещения – без учета средств пожаротушения и ПДЗ, за пределами помещения – требования по учету нормы не содержат (п. 6.4 СНиП 21-01-97*).
Ст. 83. «В проектной документации на монтаж АУП должны быть предусмотрены меры по удалению огнетушащего вещества из помещения, здания, сооружения или строения». Такие требования ранее имелись, но, например, для подземных сооружений (п. 4.67 НПБ 88-2001*).
Ст. 84. «Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации из здания, сооружения, строения». Ранее в НПБ 104-03 такого требования не предусматривалось, а только предусматривалось п. 13.2.47 МГСН 4.19-2005.
Таким образом, для разработки проектной документации по СОУЭ следует определить полное время эвакуации из здания, а не только в безопасную зону (например, пожаробезопасную зону, незадымляемую лестничную клетку, что ранее достаточно широко применялось на практике).
Ст. 85. Использование приточной вентиляции для вытеснения продуктов горения за пределы зданий без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается (п. 3);
п. 5. Приточная вентиляция систем ПДЗ должна обеспечивать подачу воздуха и создание избыточного давления в помещениях, смежных с помещением пожара (ранее в п.п. 8.13-8.15 СНиП 41-01-2003 такое требование отсутствовало), на лестничных клетках, в лифтовых холлах и тамбур-шлюзах (по-прежнему не предусмотрена приточная вентиляция в шахтах лифтов, аналогично ст. 56);
п. 9. При включении систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции при пожаре должно осуществляться обязательное отключение систем общеобменной и технологической вентиляции и кондиционирования воздуха (за исключением систем, обеспечивающих технологическую безопасность объектов). Для практического применения вновь остался открытым вопрос возможности использования вытяжной противодымной вентиляции в качестве вытяжной противодымной при соблюдении противопожарных требований, что хотя бы в опосредованной форме предусматривалось, например, в п. 14.64 МГСН 4.19-2005, а также реализовывалось в СТУ применительно, в частности, к подземным автостоянкам.
Ст. 88. «В зданиях высотой 28 м и более шахты лифтов, не имеющие выхода из них тамбур-шлюзов с избыточным давлением воздуха, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре» (п. 17). На основании положения данной статьи имеется возможность выбора проектного решения: основной вариант – подпор воздуха в тамбур на любом этаже пожара, второй – подпор в шахту лифта.
«В цокольных и подземных этажах вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы с избыточным давлением воздуха при пожаре (п.20)».
Ст. 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений:
п. 1. «..должно быть обеспечено устройство:
…системы ПДЗ путей следования личного состава подразделений пожарной охраны внутри здания…» (впервые введено такое положение, и его реализация во многом зависит от положений СП- 8);
п. 15. «В каждом пожарном отсеке зданий класса Ф1.1 высотой более 10 м (по п. 8.10* СНиП 21-01-97* было 5 м), зданий класса Ф1.3 высотой более 50 м, зданий иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 м, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений»;
п. 17. На покрытиях зданий с отметкой пола верхнего этажа более 75м должны предусматриваться площадки для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета размером не менее 5х5 м (норматив по площади, например, как в п. 14.2.3 МГСН 4.19-2005 на каждые полные или неполные 1000 кв. м отсутствует, что вполне обоснованно).
Ст. 107 (п. 1). «Пожарные и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы (впервые введен такой термин) должны обеспечивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения». Нормы комплектации – табл. 26 приложения к ФЗ, где кроме традиционных средств (пожарный кран, рукав, ствол, огнетушители) предусмотрены автоматическое канатно-спусковое устройство, самоспасатели, огнестойкие накидки, аптечка, немеханизированный пожарный инструмент. Для реализации данного положения ФЗ производителям пожарных шкафов придется переработать конструкторскую и технологическую документацию, провести сертификацию соответствующих новых изделий.
Ст. 144 (п. 1). «Оценка соответствия объектов защиты (продукции) проводится в формах:
аккредитации;
независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
государственного пожарного надзора;
декларирования пожарной безопасности;
исследований (испытаний);
подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
производственного контроля;
экспертизы»;
п. 2. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами РФ.
С 1 мая вступило в силу постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Согласно п. 2 Правил: «независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора между собственником и экспертной организацией. Порядок получения добровольной аккредитации устанавливается МЧС России. Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области ПБ» (п. 3 Правил). Результаты – в виде Заключения для собственника (п. 5 Правил). В течение 5 рабочих дней копия заключения направляется в территориальный орган ГПН МЧС России (п. 8 Правил).
Вывод: Как видно, новаций в Техническом регламенте достаточно много, и предстоит серьезная работа по его изучению и практическому применению с учетом введенных в действие с 1 мая т.г. 12 Сводов правил и почти 80 Национальных стандартов в области пожарной безопасности.