спо иап меню
Наш видео — канал
Наша песня
videodaid
Найди свой храм
Нас посетило:

Личное мнение Евгения Бойко по применению нормативных документов добровольного применения в практической деятельности.

Уважаемые читатели данного поста! Обратите внимания, что нижеизложенный текст не может являться аргументом к использованию в практической деятельности, а также использоваться в судебных прениях.

Если у Вас имеется своя обоснованная точка зрения по данному вопросу, готов в комментариях к данному посту вступить с Вами в дискуссию.

С уважением Евгений Бойко

______________________________________

Нормативный документ добровольного применения* – это документ, предназначенный для достижения требований, установленных федеральными законами о технических регламентах.

При этом требования нормативных документов являются необязательными при подтверждении соответствия, не превышающих степень риска причинения вреда, указанного в техническом регламенте.

______________________________________

Например, инспектору государственного пожарного надзора, осуществляющему проверку за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты, необходимо руководствоваться:

  • Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности;
  • Нормативными документами добровольного применения, содержащие требования пожарной безопасности.

При этом в обязательном порядке необходимо принимать во внимание представляемый собственником объекта защиты расчет пожарного риска, где требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В случае, если величина пожарного риска превышает допустимые значения, установленные в указанном Федеральном законе, или соответствующий расчет не производился, собственник объекта защиты, должен выполнить как обязательные требования пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», так и требования нормативных документов по пожарной безопасности.

______________________________________

* — В настоящее время нормативно-правовыми актами и нормативными документами не определено понятие «применение на добровольной основе».

5 комментариев на “Личное мнение Евгения Бойко по применению нормативных документов добровольного применения в практической деятельности.”

  • Про добровольность применения Евгений Вы все правильно рассуждаете! Только есть тут один нюанс. В соответствии со ст. 16.1 184-ФЗ применение на добровольной основе требований документов в области стандартизации, к которым относятся нормативные документы по пожарной безопасности (стандарты и (или) своды правил), включенные в соответствующие перечни, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании таких стандартов и (или) сводов правил. При этом неприменение таких требований не может рассматриваться как нарушение требований технических регламентов.
    Прямое применение и включение в акт и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности требований нормативных документов по пожарной безопасности не допустимо, поскольку правообладатель объекта защиты в праве, исходя из своих интересов, решать, каким обра-
    зом строить систему обеспечения пожарной безопасности объекта защиты: выполняя требования технических регламентов с расчётом пожарного риска либо выполняя требования технических регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности. Нарушение данного правила приводит к незаконному вмешательству в хозяйственную деятельность правообладателя объекта защиты.
    Т.е. другими словами пункт нарушения в предписании будет выглядеть примерно вот так:
    Пожарная безопасность объекта защиты не обеспечена, выполнением условия соответствия (с учетом того, что расчет пожарного риска не проводился (не представлен), выразившееся в том, что в полном объеме не выполнены требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, а именно:помещения не защищены автоматической системой пожарной сигнализации. И ссылка на ч. 1 и ч. 3 ст. 6 ТРоТПБ и соответствующий СП с конкретным пунктом! Да и еще- в данном случае, с такой формулировкой нарушение будет квалифицироваться не по ч. 4 ст. 20.4 КоАП, а по ч. 1 этой же статьи- как не выполнение общего требования ПБ (не выполнение условия соответствия)!

    Ответ:

    Уважаемый Николай!

    Вы правы на миллион процентов. Я и мои подчиненные так и пишем выявленные нарушения в предписаниях и актах. Ссылки (обоснования нарушения) только на нормативно-правовые акты, и ни как по другому! И конечно же поясняем почему все так, ссылаясь на ст.6…

    Спасибо, что читаете мои посты.

  • Сергей:

    Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 272
    “О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска”
    1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при составлении декларации пожарной безопасности.

    Данный пункт не смущает? декларация…
    Про новостройки мы в курсе.

    На вопрос отвечает Евгений Бойко:

    Вроде как обсуждали одну тему, а перешли уже совершенно на другую.

    Как Вы видите из материалов сайта (если конечно читали соответствующие разделы), меня тоже интересуют ответы по данной тематике. Я также ежедневно составляю акты по результатам проверки и часто затрудняюсь в решении данных вопросов с юридической составляющей.

    Если что-то не так, напишите свою позицию. Обещаю ее выложить на сайте (одно из условий, обязательно указать свои данные, чтобы мы знали своих героев).

    Пишите также на сайт МЧС России. Как мы видим, они не отклоняются от задаваемых вопросов и дают свои комментарии.

    • Сергей:

      Ну я думаю что любой человек в здравом уме должен придти к подобному мнению, изучив соответствующие материалы (отдельные безбашенные личности не в счёт). Вы высказали своё мнение таким образом, я своё мнение высказываю в виде общения с сослуживцами, т.к. считаю что попытки достучаться до руководства в Москве как минимум бесплодны. Все замечания и предложения, ранее нами направляемые официально по поводу рассмотрения разных СП, НПБ, ГОСТ и прочее оставались и остаются неуслышанными, то что идёт диалог на сайте МЧС это радует, вот только диалог какойто поверхностный, все слова ничем не подтверждены. Недавно на рассмотрении был проект изменений в ФЗ-123, так из него полностью убраны требования и упомоминания о противопожарных разрывах… есть ссылка, что будет какой то отдельный документ, предполагаю что СП, какой поле деятельности для рисков то!…
      А вот ироний насчёт героев не надо, я себя примерно таким чувствовал лет 15 назад, когда из пожаров людей вытаскивал, а теперь… я даже и не знаю за кого нас держат. Надеюсь у Вас в европейской части что то и движется в сторону чего то хорошего, а у нас в сибири как то всё замёрзло… Ещё и разговоры нездоровые пошли о передаче надзорных органов под крылышко субъектов, пообщайтесь с архстройнадзором, они расскажут каково это…

  • Сергей:

    Уважаемый Евгений! Всё это конечно хорошо, но есть у меня маленький вопросик, в каком виде должна быть эта оценка риска, на салфетках написана или всё таки оформлена в виде скажем уведомления…? Есть подзаконные акты, определяющие как выглядит оценка в составе декларации и НОР, а вот тут то непонятно. Приходит скажем инспектор на объект, а ему предоставляют нечто, написанное в школьной тетрадке от руки, и позиционируется как оценка риска, при этом есть куча нарушений (НПБ, СНИП, СП и прочего)чего делать будете? А после пожара с парой трупой от прокуратуры тоже этой тетрадкой отмахиваться?

    Отвечает на вопрос Евгений Бойко:

    Уважаемый Сергей, оценка пожарного риска составляется, регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Также хотелось бы в дальнейшем обсуждать данную тематику по существу.

    Спасибо.

    • Сергей:

      Если по существу, то аналогичную точку зрения со своей стороны я выработал примерно месяца чере 3-5 после вступления в силу ФЗ-123, вот только упирается она всеми своими конечностями в проблемут по её узаканиванию, и поэтому как её принять к сведению, если мы её вообще ни как принять не можем в СООТВЕТСТВИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА… В 517 приказе сказано только про принятие НОР (и ППРФ также есть), есть ППРФ о оценке в рамках декларации ПБ, есть преславутый 91 приказ, есть письма главка по этим поводам. Может я чего и проспал, но отвечая за это направление деятельности, голову уже сломал, как эту оценку (простую, не в рамках НОР или ДПБ) к делу пригнодобить, всей конторой думаем, и как то не очень получается… Нужен ПОДЗАКОННЫЙ (хотя бы приказ) акт, а его в природе не существует!

      Выписка из ответов онлайн — конференции ДНД МЧС России

      Сидоров А.

      Какая организация имеет право делать определение уровня обеспечения пожарной безопасности людей при пожаре, имеющая лицензию МЧС или членство в СРО, или не имеющая ничего ? По каким конкретно нормативным документам выполняется расчет уровня обеспечения пож. безопасности- ГОСТ или методика № 382 МЧС России ?

      Ответ:

      Расчет риска выполняется любой организацией по утвержденной приказами МЧС России методике (Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 и приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404)

      На вопрос Сергея отвечает Евгений Бойко:

      Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства) предусмотрено, что текстовая часть раздела 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» должна содержать расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и выполнении в добровольном порядке требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарных рисков не требуется).

      То есть в данном случае расчет и оценка пожарных рисков должны производиться проектной организацией и входить составной частью в текстовую часть указанного раздела проектной документации.

      Согласно постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

      а) наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил;

      б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

      в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

      г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

      д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

      Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России (приказ № 382 от 30.06.2009 г. и приказ № 404 от 10.07.2009 г.).

      Расчет по оценке пожарных рисков должен производиться проектной или иной организацией, для которых аккредитация указанной деятельности не требуется.

      Думаю, что указанный Отчет по оценке пожарного риска должен быть оформлен в виде альбома, пронумерованного, сшитого и скрепленного печатью организации, проведшей оценку риска.

Оставить комментарий