спо иап меню
Наш видео — канал
Наша песня
videodaid
Найди свой храм
Нас посетило:

Основные новации № 123 — ФЗ

Состояние пожарной безопасности в России, несмотря на ежегодное улучшение показателей обстановки с пожарами, по-прежнему оказывает заметное влияние на социально-экономическое положение государства и личности.

Е.А. МЕШАЛКИН, д.т.н., профессор (вице-президент по науке НПО «Пульс»)

Так, полные потери от пожаров оцениваются примерно в 50 млрд руб. в год, что составляет почти 50% от суммы финансовых средств, предусматриваемых в бюджете на 2008–2010 гг. для решения проблемы аварийного и ветхого жилого фонда. Ежедневно происходит около 600 пожаров, до 90 чел. погибают или получают серьезные травмы, около 1 тыс. чел. остаются без жилья в результате его уничтожения или существенного повреждения пожаром. Более значительными являются потери только в сфере безопасности дорожного движения.

Действующие до последнего времени нормативные документы в подавляющем большинстве не учитывали положения ст. 46 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.02г. «О техническом регулировании» об обязательности исполнения требований в части обеспечения безопасности людей (очевидно, не только находящихся собственно в объекте, а и прохожих, участников тушения пожара и др.) и чужого имущества (например, припаркованных транспортных средств, городских коммуникаций энергообеспечения и связи, пожарной техники и т.п.). Остальные требования следует отнести к категории рекомендуемых, т.е. их выполнение зависит от заказчика, тем более что для объектов, не финансируемых за счет соответствующих бюджетов, необходимость и объем разработки раздела 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование (п.7 «Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87).

Принципиально новым этапом стало принятие и ввод в действие с 01 мая 2009 года ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который впервые придал статус закона многим принципиальным положениям по пожарной безопасности, содержащимся в развивавшейся в течение нескольких десятилетий системе норм и правил (около 1,5 тыс. нормативных документов).

Основные новации ФЗ:

ст. 4 (п. 4). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). Требования таких НД следует отнести к категории рекомендуемых для применения, что подтверждает ст. 6 ФЗ, где отмечено что «ПБ объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования ПБ, установленные ФЗ о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений». Об этом же свидетельствует ФЗ № 65-ФЗ от 01.05.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», которым к нормативным документам, кроме стандартов, отнесены Своды правил (ст. 2, абзацы 19, 20 и дополнительный абзац «Своды правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки… и который применяется на добровольной основе»).

ст. 6. п. 3. «При выполнении обязательных требований ПБ, установленных ФЗ о технических регламентах, и требований НД по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется»;

п. 5. «Юр. лицом – собственником объекта защиты… должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со ст. 64»;

п. 6. «Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности…».

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 (зарегистрирован Минюстом России, рег. № 13577 от 23 марта 2009 г.);

п. 7. «Порядок проведения рас­четов по оценке пожарного риска определяется нормативными право­выми актами РФ».

Принято и вступает в силу с 01 мая 2009 г. постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О по­рядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», которым утверж­дены «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска»;

п. 5 «Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России»;

п. 6. «Методики по п.5 подлежат опубликованию в печатном издании МЧС России и размещению в инфор­мационной системе общего пользо­вания (видимо, в интернете на сайте МЧС России) в электронно-цифровой форме на период их действия».

При этом следует учитывать, что для практического применения таких методик важное значение имеют ис­ходные данные для проведения рас­четов, которые для ряда объектов могут отсутствовать или их трудно получить из имеющейся статистики (высотные зда­ния, многофункциональные комплексы, высокостеллажные склады и т.п.);

п. 7. «Расчеты по оценке по­жарного риска оформляются в виде отчета…».

Вероятно, что в разд. 1 декларации пожарной безопасности разработчику (т.е. декларанту – согласно п. 3 прилож. № 2 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91) необходимо указывать только итоговые показатели расчетов по­жарных рисков, а соответствующие расчеты в виде отчета (заключения), представленного экспертной органи­зацией, прошедшей добровольную аккредитацию в МЧС России (см. Пра­вила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7.04.2009 г. № 304) будет являться обязательным при­ложением к декларации.

Ст.ст. 28, 29, 30, 32. В пожар­но-технической классификации и классификации по степени огнестой­кости, кроме традиционных «зданий и сооружений» по СНиП 2.01.02-85* (п. 1.1*) и СНиП 21-01-97* (п. 5.2), четко определены также «строения и пожар­ные отсеки» I, II, III, IV и V степеней ог­нестойкости, классов конструктивной пожарной опасности СО, С1, С2 и С3, а также по функциональной пожарной опасности (ст. 32).

Ст. 35. Введены строительные конструкции с пределами огнестой­кости 240 мин и 360 мин (п. 1).

Для заполнения проемов в противопожарных преградах при определении пределов огнестойкости введены «достижение предельной величины плотности теплового потока (W)» и (или) «дымогазонепроницае­мость (S)», что отсутствовало в СНиП 2.01.02-85* (п.1.3) и СНиП 21-01-97* (п.5.10).

Ст. 37. Впервые к противопожар­ным преградам отнесены противопо­жарные разрывы, противопожарные занавесы, шторы и экраны, водяные завесы (ранее в п. 5.12 СНиП 21-01-97* относились только противопожарные стены, перегородки и перекрытия).

Ст. 53. Безопасная эвакуация людей при пожаре считается обе­спеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации лю­дей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации. По ст. 2 «безопасная зона – зона, в ко­торой люди защищены от воздействия ОФП (например, л/к типа Н2 или Н3) или в которой ОФП отсутствуют (на­пример, другой пожарный отсек, за пределами здания). В любом случае для подтверждения условия безопас­ной эвакуации требуется определение необходимого и расчетного времени (п. 4 ст. 53 – методы согласно нор­мативным документам по пожарной безопасности).

Эта же статья дает, очевидно, ответ на положения п. 4 ст. 4 «На суще­ствующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями ПБ, положения настоящего ФЗ не рас­пространяются, за исключением слу­чаев, когда дальнейшая эксплуатация зданий приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возмож­ного возникновения пожара…», т.е. для таких объектов следует расчетами подтвердить обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.

Ст. 56. Система ПДЗ должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от ОФП в течение времени, необходи­мого для эвакуации людей в БЗ (как правило, это не более 2–5 мин) или всего времени развития и тушения пожара. Нужно учитывать, что это принципиально разные требования и тогда нужен расчет времени развития и тушения пожара. Вероятно, без рас­четов, по аналогии с требованиями к системам АУП и ВПП, можно принять это время равным 3 часам.

В п. 3 «приточная противодым­ная вентиляция используется для создания избыточного давления в защищаемых помещениях (например, безопасных зонах), тамбур-шлюзах и на лестничных клетках» (нет лифтовых шахт, что ранее было основным тре­бованием – см. п.п. 8.13 – 8.15 СНиП 41-01-2003).

Ст. 60 (п.2) «Номенклатура, коли­чество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавлива­ются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений, параметров окружающей среды и мест размещения обслужива­ющего персонала (не указано кем, но, видимо, лицами, указанными в п. 1, а также согласно Своду правил).

Ст. 61. Введено достаточно важ­ное положение о том, что «здания… должны быть оснащены АУП в случаях, когда ликвидация пожара первич­ными средствами пожаротушения невозможна, а также в случаях, когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях… некруглосуточно». Таким образом, появля­ются дополнительные возможности в обосновании проектных решений с использованием пожарной сигна­лизации и первичных средств по­жаротушения без применения АУП, т.е. получили дальнейшее развитие ранее действовавшие положения п. 1 НПБ 110-03.

Ст. 64. «Декларация пожарной безопасности составляется в отноше­нии объектов защиты, для которых за­конодательством РФ предусмотрено проведение госэкспертизы проектной документации, а также для зданий класса Ф1.1 и предусматривает:

– оценку пожарного риска;

– оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара».

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 (зарегистрирован Минюстом России, рег. № 13577 от 23 марта 2009г.):

п.4. «Ответственность за полноту и достоверность сведений в деклара­ции ПБ – собственник объекта защиты или иное лицо…»;

п.2 приказа МЧС: «Декларация ПБ может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдель­ные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности»;

п. 3. «Декларация ПБ (в двух экз.) на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации» (до ввода объекта в эксплуатацию – см. п. 5 ст. 6 и п. 5 приложения № 2 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91);

п.7. «Для эксплуатирующихся объектов декларация ПБ предостав­ляется не позднее одного года после дня вступления ФЗ в силу», т.е. до 1 мая 2010 года).

Декларация ПБ направляется в территориальный орган (УГПН) МЧС России непосредственно либо по по­чте (п.10 приказа МЧС). В течение 5 ра­бочих дней осуществляется проверка соответствия заполнения установлен­ной форме. Регистрация – в перечне. После регистрации – в течение трех рабочих дней один экз. декларации отправляется декларанту.

Ст. 67. Подъезды пожарных ав­томобилей (п. 1):

с двух продольных сторон – к многоквартирным жилым домам высотой 28 м и более, иным зданиям высотой 18 м и более;

со всех сторон – односекционные жилые дома, общеобразовательные учреждения, детские ДОУ, лечебные учреждения со стационаром, научные и проектные организации, органы управления учреждений.

Ширина проездов (п. 6) – не менее 6 м, ранее можно было пред­усматривать 4,2 м.

Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания (п.8):

для зданий до 28м – не более 8м;

для зданий более 28 м – не более 16 м (минимума – не предусмотрено, ранее в п. 2* прилож.1 СНиП 2.07.01-89* было соответственно 5 м и 8 м).

Тупиковые проезды (не более 150 м) должны заканчиваться раз­воротными площадками не менее 15х15 м (п. 13).

Ст. 76. Дислокация подразделе­ний пожарной охраны из условия:

в городах время прибытия перво­го подразделения не более 10 мин;

в сельских поселениях – 20 мин.

Расчет – по СП 2. Входит параметр скорости движения пожарного авто­мобиля: при скорости около 20км/ч – примерно 3км, т.е. существующий норматив по п.6* прилож.1 СНиП 2.07.01-89*. В принципе сейчас по статистике среднее время прибытия в городах – около 8 мин.

Ст. 78. «Для зданий, для которых отсутствуют нормативные требования ПБ, на основе требований настоящего ФЗ должны быть разработаны СТУ, отражающие специфику обеспечения их ПБ и содержащие комплекс не­обходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению ПБ». На практике случаев, когда будут по-прежнему требоваться разработка и согласо­вание СТУ, достаточно много (вы­сотные и многофункциональные здания, объекты, на которые СП не распространяются и т.д.). Таким об­разом, в отношении СТУ приказ МЧС России от 16.03.2007 г. № 141 и приказ Минрегиона России от 01.04.2008 г. № 36 продолжают действовать, тем более, что СП и стандарты являются нормативными документами добро­вольного применения и отступления от содержащихся в них требований должны оформляться в виде СТУ с компенсирующими противопожар­ными мероприятиями и расчетами пожарных рисков.

Ст. 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий, соору­жений и строений:

п. 1. Индивидуальный пожарный риск не должен превышать значение одной миллионной в год при раз­мещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке;

п. 2. Риск гибели в результате воз­действия ОФП должен определяться с учетом функционирования СОПБ (!!!) зданий. До последнего времени безопасная эвакуация в пределах помещения – без учета средств пожа­ротушения и ПДЗ, за пределами поме­щения – требования по учету нормы не содержат (п. 6.4 СНиП 21-01-97*).

Ст. 83. «В проектной докумен­тации на монтаж АУП должны быть предусмотрены меры по удалению ог­нетушащего вещества из помещения, здания, сооружения или строения». Такие требования ранее имелись, но, например, для подземных сооруже­ний (п. 4.67 НПБ 88-2001*).

Ст. 84. «Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) должны функционировать в течение времени, необходимого для заверше­ния эвакуации из здания, сооружения, строения». Ранее в НПБ 104-03 такого требования не предусматривалось, а только предусматривалось п. 13.2.47 МГСН 4.19-2005.

Таким образом, для разработки проектной документации по СОУЭ следует определить полное время эвакуации из здания, а не только в без­опасную зону (например, пожаробе­зопасную зону, незадымляемую лест­ничную клетку, что ранее достаточно широко применялось на практике).

Ст. 85. Использование приточной вентиляции для вытеснения продук­тов горения за пределы зданий без устройства естественной или меха­нической вытяжной противодымной вентиляции не допускается (п. 3);

п. 5. Приточная вентиляция си­стем ПДЗ должна обеспечивать по­дачу воздуха и создание избыточного давления в помещениях, смежных с помещением пожара (ранее в п.п. 8.13-8.15 СНиП 41-01-2003 такое требование отсутствовало), на лест­ничных клетках, в лифтовых холлах и тамбур-шлюзах (по-прежнему не предусмотрена приточная вентиляция в шахтах лифтов, аналогично ст. 56);

п. 9. При включении систем при­точно-вытяжной противодымной вентиляции при пожаре должно осу­ществляться обязательное отключение систем общеобменной и технологиче­ской вентиляции и кондиционирова­ния воздуха (за исключением систем, обеспечивающих технологическую безопасность объектов). Для прак­тического применения вновь остался открытым вопрос возможности ис­пользования вытяжной противодым­ной вентиляции в качестве вытяжной противодымной при соблюдении про­тивопожарных требований, что хотя бы в опосредованной форме предусма­тривалось, например, в п. 14.64 МГСН 4.19-2005, а также реализовывалось в СТУ применительно, в частности, к подземным автостоянкам.

Ст. 88. «В зданиях высотой 28 м и более шахты лифтов, не имеющие выхода из них тамбур-шлюзов с избы­точным давлением воздуха, должны быть оборудованы системой созда­ния избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре» (п. 17). На основании положения данной статьи имеется возможность выбора про­ектного решения: основной вариант – подпор воздуха в тамбур на любом этаже пожара, второй – подпор в шахту лифта.

«В цокольных и подземных эта­жах вход в лифт должен осущест­вляться через тамбур-шлюзы с из­быточным давлением воздуха при пожаре (п.20)».

Ст. 90. Обеспечение деятельно­сти пожарных подразделений:

п. 1. «..должно быть обеспечено устройство:

…системы ПДЗ путей следова­ния личного состава подразделений пожарной охраны внутри здания…» (впервые введено такое положение, и его реализация во многом зависит от положений СП- 8);

п. 15. «В каждом пожарном отсеке зданий класса Ф1.1 высотой более 10 м (по п. 8.10* СНиП 21-01-97* было 5 м), зданий класса Ф1.3 высотой более 50 м, зданий иных классов функцио­нальной пожарной опасности высотой более 28 м, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, долж­ны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных под­разделений»;

п. 17. На покрытиях зданий с от­меткой пола верхнего этажа более 75м должны предусматриваться площадки для транспортно-спасательной каби­ны пожарного вертолета размером не менее 5х5 м (норматив по площади, например, как в п. 14.2.3 МГСН 4.19-2005 на каждые полные или неполные 1000 кв. м отсутствует, что вполне обоснованно).

Ст. 107 (п. 1). «Пожарные и мно­гофункциональные интегрирован­ные пожарные шкафы (впервые введен такой термин) должны обеспе­чивать размещение и хранение в них первичных средств пожаротушения». Нормы комплектации – табл. 26 при­ложения к ФЗ, где кроме традицион­ных средств (пожарный кран, рукав, ствол, огнетушители) предусмотрены автоматическое канатно-спусковое устройство, самоспасатели, огнестой­кие накидки, аптечка, немеханизиро­ванный пожарный инструмент. Для реализации данного положения ФЗ производителям пожарных шкафов придется переработать конструктор­скую и технологическую документа­цию, провести сертификацию соот­ветствующих новых изделий.

Ст. 144 (п. 1). «Оценка соответ­ствия объектов защиты (продукции) проводится в формах:

аккредитации;

независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопас­ности);

государственного пожарного надзора;

декларирования пожарной без­опасности;

исследований (испытаний);

подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);

приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а так­же систем пожарной безопасности;

производственного контроля;

экспертизы»;

п. 2. Порядок оценки соответ­ствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожар­ной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавли­вается нормативными правовыми актами РФ.

С 1 мая вступило в силу постанов­ление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требова­ниям пожарной безопасности путем не­зависимой оценки пожарного риска». Согласно п. 2 Правил: «независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора между собствен­ником и экспертной организацией. Порядок получения добровольной аккредитации устанавливается МЧС России. Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области ПБ» (п. 3 Правил). Результаты – в виде Заключения для собственника (п. 5 Правил). В течение 5 рабочих дней копия заключения на­правляется в территориальный орган ГПН МЧС России (п. 8 Правил).

Вывод: Как видно, новаций в Техническом регламенте достаточно много, и предстоит серьезная работа по его изучению и практическому применению с учетом введенных в действие с 1 мая т.г. 12 Сводов правил и почти 80 Национальных стандартов в области пожарной безопасности.

Комментарии запрещены.