спо иап меню
Наш видео — канал
Наша песня
videodaid
Найди свой храм
Нас посетило:

Всероссийский учебно-методический сбор с руководителями территориальных органов МЧС России (2005 год).

Со всей страны в город-герой Курск съехались лучшие, наиболее подготовленные специалисты МЧС России. Гостеприимные куряне приложили максимум усилий для того, чтобы офицеры и генералы смогли плодотворно поработать во имя пожарной безопасности России.
В Курске прошел Всероссийский учебно-методический сбор с руководителями территориальных органов МЧС России. В сборе приняли участие начальники региональных центров, на­чальники управлений ГПН РЦ, руководители главных управ­лений МЧС России по субъектам РФ, главные государствен­ные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору, на­чальники пожарно-технических образовательных и научно-исследовательских учреждений.
Целью сбора, как отметил во вступительном слове первый .заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям Ю. Во­робьев, являлись анализ организа­ции и осуществления госпожнадзора на территории России и выра­ботка решений, позволяющих повы­сить его эффективность.
Обеспечение пожарной безо­пасности входит в число приори­тетных направлений деятельности МЧС России. Эту задачу министер­ство решает, привлекая органы власти всех уровней и все заинте­ресованные ведомства. За после­днее время много сделано для ук­репления материально-техничес­кой базы пожарных подразделений, по совершенствованию норматив­но-правовой базы органов ГПН. Принят целый пакет организацион­но-распорядительных документов, обеспечивающих работу пожарных инспекторов и их правозащищенность. С начала 2005 года органы ГПН, как известно, стали финан­сироваться исключительно из фе­дерального бюджета. Это, несом­ненно, важный фактор, обеспечи­вающий госпожнадзору финансо­вую независимость от поднадзор­ных субъектов хозяйственной де­ятельности.
В результате принятых мер впер­вые за последнее десятилетие в те­чение трех лет наблюдается тенден­ция снижения количества пожаров и числа погибших. Эти показатели снизились на территориях всех ре­гиональных центров, за исключением Сибирского, где гибель на по­жарах возросла на 3,1%.
И тем не менее в целом ситуа­цию с пожарами в стране нельзя на­звать благополучной. Рост количе­ства пожаров, погибших и травми­рованных при них зафиксирован в пяти субъектах Российской Феде­рации — Республике Коми, Эвенкий­ском, Коми-Пермяцком и Ямало-Ненецком автономных округах и в Кировской области. Тревожно выг­лядят и показатели детской гибели на пожарах — они возросли во всех региональных центрах, кроме Цен­трального и Москвы. К примеру, на территориях Южного, Приволжско-Уральского и Дальневосточного РЦ рост составил соответственно 23,1; 31,3; 57,7%.
И справедливо было отмечено в выступлении первого заместителя министра, что в названных регионах органы ГПН не сумели адекватно среагировать на проблемы с пожа­рами. Непростые проблемы стоят перед госпожнадзором и в других субъектах. О них и шел разговор на учебно-методическом сборе.
Несмотря на проделанную боль­шую работу по методическому обеспечению деятельности органов ГПН, пробелов здесь остается еще немало, что самым непосредствен­ным образом сказывается на эф­фективности действий инспекторов. Это явственно прозвучало в выступ­лениях руководителей органов ГПН Смоленской и Волгоградской обла­стей, а также в докладе начальника ГУ МЧС России по Курской области В. Зубкова. В частности, практика применения принятого в 2001 году Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей при про­ведении государственного контро­ля (надзора)» показала, что отдель­ные его положения недостаточно гибки. И за незначительное адми­нистративное правонарушение и за грубое, грозящее пожаром, опреде­лено одно наказание — штрафные санкции, поскольку Административ­ный кодекс иного не предусматри­вает. И это — далеко не единичный пример.
В докладе выступившего на сборе главного государ­ственного инспектора Россий­ской Федерации по пожарному над­зору Г. Кириллова был дан обсто­ятельный анализ проблем ГПН. В их числе была названа затянувшаяся работа над техническим регламен­том. В настоящее время, правда, проект документа уже готов и рас­сматривается в заинтересованных федеральных органах исполнитель­ной власти. Проект технического регламента подготовлен коллекти­вом ученых и специалистов ВНИИ-ПО МЧС России. Активное участие в его разработке приняли специа­листы УГПН МЧС России, Ивановс­кого и Екатеринбургского институ­тов ГПС, практические работники ГПС ряда региональных центров.
Однако, как было отмечено в докладе, говорить о завершении работы пока нельзя. Предстоит учесть все поступающие предложе­ния и замечания, а потом сопровож­дать рассмотрение документа в Правительстве и Госдуме.
В тесной связи с нормативно-правовой проблемой находится и ситуация с кадрами, точнее, с их квалификацией. Нередко государ­ственные инспектора, особенно в низовых подразделениях, не в пол­ной мере применяют новое законо­дательство в своей практической работе. В результате мероприятия по контролю и санкции используют­ся не в полном объеме.
Контрольные проверки в ряде случаев планируются без учета при­чин и условий возникновения пожа­ров, их сезонности. В своем выступ­лении Г. Кириллов привел характер­ный пример с Сибирским РЦ. Здесь в январе-феврале наблюдался рез-кий скачок пожаров из-за наруше­ний при эксплуатации отопительных систем. А соответствующие провер­ки со стороны органов ГПН и разъяс­нительная работа среди населения были запланированы только на март.
Органы надзора сегодня укомп­лектованы специалистами с соот­ветствующим образованием только на 40%. Особенно неудовлетвори­тельно обстоят дела с кадрами ГПН на Дальнем Востоке, в Сибири и Центральном федеральном округе. Весьма показательно, что на зада­ваемый на сборе вопрос о том, что надо предпринять для повышения эффективности надзорной работы, представители с мест одним из пер­вых условий называли именно по­вышение квалификации инспектор­ского состава.
В докладе главного государ­ственного инспектора РФ по по­жарному надзору много внимания было уделено той роли, которую призваны играть в системе госпожнадзора региональные центры и главные управления МЧС России в субъектах РФ. Г. Кириллов еще раз напомнил требования соответствую­щей инструкции, утвержденной при­казом МЧС, согласно которому ос­новной задачей РЦ является контроль за организацией и непосредствен­ным осуществлением госпожнадзора, разработка и реализация мероп­риятий, направленных на повышение эффективности надзорной деятель­ности, а также мониторинг правомерности применения требований, норм и правил пожарной безопасности. Непосредственная же работа низо­вых звеньев напрямую зависит от специалистов главных управлений.
Напоминать об этих, казалось бы, прописных истинах руководителям высокого уровня, приглашенным на сбор, заставляют недостатки в дея­тельности некоторых РЦ, выявлен­ные в ходе проверок, — подчеркнул докладчик. — Кое-где во главу угла ставится дублирование приказов ми­нистерства, составление многочис­ленных отчетных материалов. Глав­ное же — организаторская работа, предметное руководство подчинен­ными структурами.
Нет нужды говорить, что резуль­тативность работы рядового инс­пектора напрямую зависит от того, как им руководят и как контролируют. Каких результатов, к примеру, можно было ожидать, если один из руководителей в июне дал указа­ние о проведении практически од­новременно и одним и тем же инс­пекторам проверок в рамках четы­рех операций — «Безопасность жи­лого сектора», «Урожай», «Летний оздоровительный отдых» и «Обра­зовательное учреждение»?
Тормозит работу и нехватка ква­лифицированных кадров. В этом году на базе институтов ГПС в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге была организована дополнительная подготовка руководителей террито­риальных органов в области пожар­ной безопасности. Но эту работу следует активизировать.
Кадровую проблему можно в оп­ределенном смысле считать объек­тивным фактором, снижающим эф­фективность работы госпожнадзора. Но есть и серьезные причины, зависящие целиком от моральных качеств инспекторского состава. Это сегодня является тем внутрен­ним резервом, который предстоит использовать. Об этом на учебно-методическом сборе было сказано вполне откровенно.
В отдельных подразделениях ГПН низок уровень контроля за ме­роприятиями по устранению нару­шений требований пожарной безо­пасности. Так, в первой половине текущего года в Республике Север­ная Осетия — Алания предписания ГПН выполнялись на 37%, в Респуб­лике Марий Эл — на 45%. В Мага­данской области этот показатель составил 25%, в Смоленской — 30%, в Новгородской — 44,4%.
Не менее негативно сказывают­ся на деятельности госпожнадзора случаи, когда сами органы ГПН, вы­полняя надзорные функции, оказы­ваются не на высоте.
В последние два-три года пред­приняты известные меры по сня­тию избыточных административ­ных барьеров в отношении пред­принимательства. Позитивные из­менения налицо, о них говорят и сами предприниматели. К сожале­нию, коренного изменения ситуа­ции пока не произошло. И приме­ров тому немало.
Только после вмешательства министерства в одном из субъектов РФ прекращено оказание надзор­ными органами платных услуг за проверки объектов. В одном из коллективов до недавнего време­ни работа инспекторов оценива­лась в том числе и в зависимости от количества заключенных ими до­говоров о противопожарном стра­ховании. Был случай, когда адми­нистрация использовала ГПН в це­лях давления на одно из предпри­ятий, инициируя частые необосно­ванные его проверки.
Не изжиты и случаи обыкновен­ного формализма в работе. Наи­более характерным здесь может послужить пример с внедрением в системе ГПН «телефона доверия». Согласно задумке люди должны сообщать по этому телефону о за­меченных нарушениях. Идея хоро­шая, но в ходе проверок выясня­ется, что сотрудники, принимаю­щие информацию по «телефону доверия», не только к такому до­верию порой не располагают, но и не могут адекватно отреагиро­вать на звонок.
Не до конца используемым ре­зервом в повышении результатив­ности работы госпожнадзора явля­ется взаимодействие с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Как из­вестно, согласно законодательству РФ названные органы входят в еди­ную систему обеспечения пожарной безопасности и несут основную на­грузку по противопожарной защи­те территорий.
Первоочередная задача здесь -потребовать в рамках надзора и контроля исполнения властными структурами соответствующих, оп­ределенных законодательством, обязательств.
Многолетняя практика взаимоот­ношений пожарной охраны с орга­нами власти заключалась в совме­стной разработке проектов регио­нальных законодательных актов, целевых программ, внесения пред­ложений по установлению особого противопожарного режима, привле­чении населения в формирования ДПО и т. д. Однако сегодня работу по всем направлениям необходимо активизировать, а главное — сделать госпожнадзор организатором всей противопожарной деятельности властных структур.
Многое предстоит наверстать в материально-техническом обеспе­чении органов ГПН. Прежде всего стоит вопрос:как облегчить работу рядового инспектора, который при проведении проверок должен дер­жать в голове 1500 нормативных документов в области пожарной безопасности и около 3000 стан­дартов на выпускаемую пожароо­пасную продукцию? Понятно, что человеку удержать в памяти всю эту информацию невозможно. Именно поэтому специалисты и ученые думают о технических сред­ствах, без которых сегодня эффек­тивная работа инспекторов ГПН просто невозможна.
У частники учебно- методичес­кого сбора с интересом выс­лушали выступления началь­ника ФГУ ВНИИПО МЧС России Н. Копылова, начальника кафедры организации деятельности ГПН Ака­демии ГПС МЧС России И. Лобаева, которые рассказали об интерес­ных разработках в области инфор­мационно-методического обеспече­ния сотрудников госпожнадзора. Сегодня уже карманный компьютер содержит в памяти 67 документов по восьми разделам. Задача состо­ит в том, чтобы научить компьютер выдавать предписания.
Однако, судя по всему, до мас­сового оснащения инспекторского состава такой техникой дело дой­дет не скоро. Пока же крайне остро стоит проблема обеспечения низо­вых звеньев ГПН легковым авто­транспортом. В Волгоградской об­ласти, например, на 33 района име­ется только 13 автомашин. Как было отмечено на сборе, Управление ГПН МЧС России работает в этом на­правлении с Департаментом тыла и вооружения. И все же техника в под­разделения поступает крайне мед­ленно.
Особый разговор о техническом оснащении испытательных пожар­ных лабораторий и об организации их работы в целом. Участникам сбо­ра была продемонстрирована пере­движная пожарно-техническая ла­боратория, оснащенная по после­днему слову техники, которая по­зволяет специалистам ИПЛ опера­тивно и качественно проводить не­обходимые исследования на месте пожара. Автомобиль спроектирован и изготовлен по спецзаказу и пока является единственным в России. Но в перспективе им планируется оснастить все регионы.
Разговор об ИПЛ зашел, во- пер­вых, потому, что в ходе проверок выявились серьезные недостатки в их работе. В то же время роль этих подразделений в системе ГПН труд­но переоценить. Установление при­чин пожаров, определение винов­ных, проверка качества выполнения противопожарных мероприятий -все это имеет первостепенное зна­чение для деятельности госпожнад­зора. Но именно с этими задачами ИПЛ справляются слабо. Так, чис­ло заключений ИПЛ по причине и определению очага возгорания в среднем по России не превышает 3-4% от общего числа пожаров. Из общего количества уголовных дел, возбуждаемых по пожарам, только 10% прошли пожарно-техническую экспертизу в ИПЛ.
Во-вторых, в современных усло­виях на ИПЛ возлагается решение новых, дополнительных задач. Сре­ди них такие, как судебно-эксперт­ное обеспечение органов ГПН, ис­следование качества пенообразова­теля и химпоглотителя для пожар­ных частей, сертификационные ис­пытания, участие в обучении инс­пекторского состава госпожнадзора и другие. Расширение и углуб­ление функций предъявляют повы­шенные требования как к техничес­кому оснащению ИПЛ, так и к об­щей организации их работы.
Н асыщенная двухдневная про­грамма учебно-методического сбора дала возможность участникам не только получить ука­зания и рекомендации руководите­лей, ведущих специалистов мини­стерства, но и непосредственно оз­накомиться с положительным опы­том, накопленным в Курской обла­сти. Выступая с приветственным словом перед участниками сбора, губернатор области А. Михайлов отметил, что администрация прида­ет первостепенное значение вопро­сам защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций и, в частности, от пожарной опасности. Он напомнил, что на проведенном в Курске пре­дыдущем всероссийском совещании речь шла об адаптации пожарной ох­раны в системе МЧС, а сегодня уже стоит вопрос о повышении эффек­тивности работы госпожнадзора.
Участники сбора смогли воочию убедиться, насколько четко органи­зована деятельность формирований МЧС на территории области. Вхо­дящую в состав Центрального фе­дерального округа область, несом­ненно, можно отнести к числу наи­более проблемных регионов по чис­лу потенциально опасных объектов. Их на территории области насчиты­вается свыше 300, в их числе 5 важ­ных для национальной безопаснос­ти страны. В зонах риска прожива­ет более половины населения. Тем не менее область почти не упоми­нается в тревожных сводках по стране, хотя, конечно же, случают­ся здесь и чрезвычайные ситуации и происходят пожары. Сегодня в области под руковод­ством Главного управления МЧС Рос­сии слаженно действуют центр управ­ления силами, отряд ГПС МЧС и орга­ны госпожнадзора. Кроме того, созда­ны комитет ГОЧС при губернаторе и подведомственные ему бюджетные учреждения — центр управления в кри­зисных ситуациях, аварийно-спаса­тельная служба, учебно-методический центр и областная противопожарная служба. Создана законодательная и нормативная правовая база для осу­ществления функций и полномочий названных формирований.
Вот уже два года в области от­мечается тенденция к снижению числа пожаров и погибших. Эти по­казатели лучше, чем в среднем по Центральному федеральному окру­гу и по России. Таков итог общих усилий госпожнадзора и противо­пожарной службы в области.
Еще в начале прошлого года по инициативе ГУ МЧС России по Кур­ской области губернатором в адрес глав администраций всех уровней были направлены указания, где пе­речислялись основные мероприятия по стабилизации обстановки с по­жарами на территории области. Ис­ходя из анализа ситуации, акцент был сделан на профилактику пожа­ров в жилом секторе. Намечались три направления: укрепление мате­риальной базы добровольчества, организация групп общественных пожарных инспекторов и возрожде­ние института инструкторов пожар­ной профилактики в составе муни­ципальных пожарных частей.
Сегодня сделано уже немало. В области на базе муниципальных об­разований созданы 453 ДПД общей численностью 3917 человек, про­шедших первоначальное обучение. Решениями глав администраций организовано 503 группы (3687 чел.) общественных пожарных инс­пекторов, также обученных, которые привлекаются для подворного об­хода и инструктажа населения. Сей­час готовится областной закон о ДПД с тем, чтобы придать работе в дружинах статус социально значи­мой со всеми полагающимися при этом льготами. В области не рассчитывают по­лучить от принятых мер сиюминут­ный эффект. Но первые результаты уже говорят о том, что шаги сдела­ны в нужном направлении.
В докладе выступившего перед участниками сбора начальника ГУ МЧС России по Курской области В. Зубкова говорилось не только о достигнутом, но и назывались нере­шенные проблемы, характерные, кстати, и для других российских ре­гионов. Пути решения их в области активно ищут. Как, к примеру, повы­шается профессиональный уровень сотрудников ГПН? Это делается не только через направление инспекто­ров в учебные заведения системы МЧС, но и в вузах юридического про­филя на территории области, а так­же в рамках профессиональной под­готовки, в том числе на совместных совещаниях-семинарах с коллегами из других областных служб.
Большую заинтересованность уча­стников учебно-методического сбора вызвали занятия на учебных точках. Им, в частности, были продемонстри­рованы современные технические средства, используемые в областной системе ГПН, в том числе экспертно-криминалистический автомобиль и мобильный учебный комплекс для обучения населения мерам пожарной безопасности. В одной из школ Курс­ка можно было познакомиться с орга­низацией работы по обеспечению пожарной безопасности образова­тельных учреждений и даже присут­ствовать на торжественном открытии очередного кадетского класса пожар­ных-спасателей, которых в области насчитывается уже 35.
В ходе сбора выявились основные направления работы — текущие и на ближайшую перспективу. В их числе окончательная подготовка техничес­кого регламента «Об общих требова­ниях пожарной безопасности», осна­щение органов ГПН техническими средствами, совершенствование пла­нирования работы инспекторского состава и повышение его квалифика­ции, освоение новых форм и методов в деятельности госпожнадзора.
В. БУСЫГИН, Н. СМИРНОВ

 

Комментарии запрещены.