Проверка торговых центров после пожара в г. Кемерово. Видео обзор. Что необходимо изменить в нормативно правовых актах по пожарной безопасности? Авторская работа.
В марте 2018 года сотрудники Советского отделения надзорной деятельности и профилактической работы ОНДиПР по г. Ростову-на-Дону УНДиПР ГУ МЧС России по Ростовской области провели проверку объекта защиты, под названием ТРЦ «Левенцовский».
В ходе проверки были выявлены нарушения по путям эвакуации и неработоспособности систем противопожарной защиты, а также иные нарушения.
20 марта 2018 года представителю объекта защиты был выдан акт по результатам проверки.
25 марта 2018 года в ТРЦ «Зимняя вишня. Кемерово» произошел пожар с массовой гибелью людей. Пожар унес жизни 64 человек, из них 41 ребенок.
После произошедшего пожара в г. Кемерово, по указанию президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на всей территории России начались внеплановые проверки (обследования) всех торговых центров. Инициаторами проверок является прокуратура, с привлечением специалистов из различных органов надзора, в том числе из рядов МЧС России.
Первоочередной задачей являются, конечно же, проверки на предмет соблюдения собственниками и арендаторами указанных объектов, требований пожарной безопасности.
30 марта 2018 года сотрудники Советского ОНДиПР, осуществляющие функции государственного пожарного надзора, совместно с сотрудником прокуратуры Советского района г. Ростова-на-Дону, а также с привлечением экспертов ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по РО (испытательная пожарная лаборатория) повторно провели контрольные мероприятия в ТРЦ «Левенцовский».
За ходом контрольных мероприятий, в прямом эфире, по интернет сети на сайте 161.ru могли наблюдать тысячи людей. Нарушения требований пожарной безопасности, отраженные по результатам ранее проведенной проверки (20.03.2018 г.), подтвердились.
Как пояснил представитель объекта защиты, с момента получения акта по результатам проверки, а это, получается, прошло 10 дней, уже намечен требуемый первоочередной фронт работы и начались первоочередные шаги по устранению имеющихся нарушений.
В этот же день сотрудники государственного пожарного надзора осуществили проверочные мероприятия и в иных торговых центрах, например, в ТРЦ «Плаза Синема», в ТРЦ «Талер».
Хотелось бы отметить, что плановые и внеплановые проверки объектов защиты, это и школы, и садики, и гостиницы, а также иные здания, сотрудники государственного пожарного надзора осуществляли и осуществляют в рамках действующего законодательства Российской Федерации. По результатам проверок собственникам объектов защиты или арендаторам выдаются акты и предписания, с указанием сроков устранения выявленных нарушений. К лицам (субъектам) нарушившим требования пожарной безопасности применяются санкции предусмотренные кодексом об административном правонарушении. Основной статьей КоАП РФ за нарушения требований пожарной безопасности является статья 20.4, которая предусматривает штрафные санкции от 2 тысяч рублей до 1 миллиона рублей, в зависимости от вида нарушения. За невыполнения предписаний в указанный срок, сотрудники государственного пожарного надзора направляют возбужденные административные дела в суды.
Необходимо ли вносить изменения в нормативно правовые акты по пожарной безопасности?
За последний период времени МЧС России внесло множество требуемых изменений. Например, разработала риск ориентированный подход к проверкам. В результате, уже сегодня ряд объектов защиты проверяется не ежегодно, а через определенный период времени, в результате чего нагрузка на бизнес уменьшена.
Считаю, что в свое время, такое решение было принято правильно и этот подход необходимо оставить и в дальнейшем.
Иное дело, это когда ряд предпринимателей, не желая осознавать свою ответственность, как административную, так и уголовную, в результате «забивают» на безопасность третьих лиц.
Что лично я предложил бы по совершенствованию нормативно правовых актов по пожарной безопасности?
1. Обязать собственника объекта защиты, в штате содержать лицо ответственное за пожарную безопасность. Данное лицо должно иметь специальное образование (инженер пожарной безопасности).
2. В независимости, сколько арендаторов располагается на объекте защиты, возложить ответственность на собственника объекта защиты.
3. Обязать арендаторов объекта защиты, исполнять требования пожарной безопасности, в том числе при выявлении собственником объекта защиты нарушений.
4. Обязать собственника (арендатора) объекта защиты, Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» иметь на объекте защиты и предоставлять проектные решения на здания (сооружения), в том числе сертификаты, акты, протоколы и т.п. на материалы, используемые в объеме здания. В случае отсутствия требуемых документов, считать это как нарушение.
5. В связи с тем, что не все сотрудники государственного пожарного надзора владеют в совершенстве юридическими познаниями, а также для минимизации коррупции в Российской Федерации, все возбужденные административные дела, всегда направлять для принятия решения на рассмотрение в суды.
6. Законодательно установить конкретные сроки устранения каждого выявленного нарушения.
7. Законодательно прописать, что подразумевается под термином — угроза жизни и здоровью людей.
В том случае, если бы вышеуказанные предложения или ряд из них, были прописаны в соответствующих нормативно правовых актах, уверен, что обстановка с пожарной безопасностью в нашем государстве нормализовалась бы.
Имея квалифицированного специалиста на объекте защиты, ряд вопросов отпали бы сами по себе. Как показывает практика, руководитель организации зачастую просто не понимает о чем идет речь. На плечах этого руководителя, на сегодняшний день, столько лежит вопросов в различных направлениях, что честно говоря, я даже и не знаю, как можно все это охватить?
Имея квалифицированного специалиста на объекте защиты, руководитель организации также мог бы понимать со 100 процентной уверенностью о безопасности объекта защиты в целом и безопасности третьих лиц.
Необходимо также не забывать, что соответствующие вузы, ежегодно выпускают не один десяток специалистов по пожарной безопасности. Как показывает практика, только единицы идут работать в МЧС. По основному профилю, выпускники зачастую не могут найти работу, так как на сегодняшний день, собственнику (арендатору) объекта защиты это не интересно и не выгодно.
Ну и конечно, законодательно прописав, что подразумевается под термином — угроза жизни и здоровью людей, большинство сотрудников органа государственного пожарного надзора, да и сотрудники прокуратуры, раз и навсегда избавились бы от головной боли в разрешении вопросов, указываемых в обращениях (жалобах) граждан. А это значит, что требуемые проверки в случаях реальной угрозы, проводились бы всегда обоснованно.
Помимо вышеизложенного, еще можно более конкретно законодательно расписать, когда необходимо выдавать предостережение предпринимателю, а когда принимать штрафные санкции за несоблюдение требований пожарной безопасности. В этом вопросе, тоже имеются нестыковки с КоАП РФ.
P.S.
Видео ролик получился не очень качественным, так как трансляция осуществлялась с постоянными обрывами связи.
С уважением,
Евгений Бойко
С полной версией статьи можно ознакомиться на сайте www.gpnrostov.ru