Следы заметутся снегом, забудутся даже лица. Нельзя быть для всех хорошим, пусть с кем-то пришлось проститься.
       Не смей сожалеть о прошлом, кто должен, тот будет рядом. Нельзя быть для всех хорошим, а главное - и не надо.
Весь творческий потенциал на портале автора:

Ответы на Ваши вопросы

доступным языком

специалистов



Сам  себе  режиссёр

Размышления автора

                                 о жизни…

Архив записей

История государственного пожарного надзора в период 1927 — 2019 гг.

18 июля 2019 года исполняется 92 года со дня образования государственного пожарного надзора.

Начало советского периода развития пожарного дела определил декрет СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 1918 года, которым была создана Государственная пожарная охрана Советской России.

История возникновения государственного пожарного надзора начинается с подписания 18 июля 1927 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора РСФСР».

С образованием Госпожнадзора началось проведение планомерных профилактических мероприятий. В первую очередь на всех крупных предприятиях страны стали проводиться пожарно-технические обследования, а вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды.

Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом функционировали уже пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум «Спринклер», в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов.

Наряду с надзорно-профилактической деятельностью, инспектора стали уделять особое внимание пропаганде пожарно-технических знаний среди населения. На предприятиях, в жилом секторе организуются занятия. Через массовые издания, в том числе и через журнал «Пожарное дело», освещаются вопросы пожарной безопасности.

В 1930 году приказом ВСНХ (высший совет народного хозяйства) от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию.

Несмотря на то, что в стране появилось 1500 крупных промышленных предприятий, было построено около 100 новых городов, возникли новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, химическая – количество пожаров в стране – самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора – к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза – со 150580 до 100403.

Последующее десятилетие государственный пожарный надзор (с 1934 года в составе Главного управления пожарной охраны НКВД СССР) продолжал вести работу по совершенствованию деятельности, повышению пожарной безопасности объектов и территорий. В этот период выходит ряд основополагающих нормативных правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654, которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН.

Социальные корни причин возникновения пожаров – небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство – были сведены до минимума. И в этом не малая, если не подавляющая, заслуга государственного пожарного надзора. Об этом свидетельствует статистика: к 1941 году количество пожаров снизилось до 71,8 тысяч.

С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности.

13 сентября 1942 года вышло Постановление СНК СССР «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности», которое, несомненно, усилило эффективность работы по предупреждению пожаров. Работники Госпожнадзора, а также начальствующий состав ведомственных пожарных команд промышленных предприятий и транспорта именно в дни Отечественной войны широко применяли методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных правил устраняли тут же, в ходе обследований и проверок.

Личный состав пожарной охраны военного периода наряду с летчиками, танкистами, саперами, разведчиками внес свой вклад в книгу мужества, героизма, стойкости и самоотверженности.

С самого начала становления государственного пожарного надзора нормативно-техническая работа стала неотъемлемой его частью. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества. Нормативно-технический отдел ГуПО МВД СССР был организован в конце 40-х годов прошлого столетия, благодаря которому было осуществлено широкое внедрение систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений.

Плодотворная работа руководителей и инспекторского состава государственного пожарного надзора по предупреждению пожаров дала положительные результаты: в послевоенные годы количество пожаров, несмотря на грандиозные темпы роста промышленных предприятий, и других объектов в стране, практически не изменилось. При этом с 1951 по 1956 год из 1566 городов страны в 1261 или 80,5% не было зарегистрировано ни одного крупного пожара.

Приводя сведения о работе и развитии пожарной охраны в послевоенный период, нельзя не отметить принятое в 1956 году решение ГУПО об объединении функций предупреждения и тушения пожаров в одном подразделении. Ответственность за противопожарное состояние возлагалось на руководство частей и отрядов. Такая реорганизация объяснялась особенностями того времени, когда инспекторский состав крупных городов, в силу малочисленности подготовленных инженерных работников осуществлял надзор в основном на крупных предприятиях и в общественных зданиях. На других объектах пожарно-профилактическая работа осуществлялась недостаточно. Кроме того, при экспертизе проектов строящихся объектов инспектор не всегда предусматривал мероприятия, гарантирующие успешную борьбу с огнем. Последнее объяснялось недостаточной подготовкой техников-профилактиков в области пожаротушения.

23 августа 1966 года на базе упраздненного МООП РСФСР было образовано Министерство охраны общественного порядка СССР, руководившее пожарной охраной и другими службами органов внутренних дел. В 70-х годах в соответствии с директивой МВД СССР, подготовленной ГУПО, совершенствование работы пожарной охраны должно было осуществляться за счет внедрения в практику научно-технических достижений, привлечения инженерно-технических работников к творческой деятельности в области обеспечения пожарной безопасности производств. В этот период широкое внедрение получила пожарная автоматика. За короткий срок около 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров. Активно внедрялись системы пожаротушения. В результате проведенных профилактических мероприятий только за период 1966-1970 годов было предупреждено свыше 1 млн. пожаров, причем почти 100 тыс. пожаров были ликвидированы с минимальным материальным ущербом. Только за счет внедрения пожарной автоматики от огня было спасено материальных ценностей на сумму более 3 млн. руб.

В 1974-1979 годах были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах промышленности по совершенствованию работы государственного пожарного надзора. Руководство Главка особое значение придавало более глубокому анализу возникших пожаров за длительный период 5-10 лет. Это позволяло выявлять тенденции развития пожарной безопасности, как на ближайшую перспективу, так и на длительный срок. На основании аналитических материалов корректировались и разрабатывались научно-технические планы в области развития пожарной безопасности.

С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Многие промышленные предприятия прекращают работу, страну поглотил инфляционный процесс. Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности. Подробный анализ сложившегося положения, подготовленный в основном специалистами государственного пожарного надзора, был изложен в докладе «Горящая Россия» Президенту России. Доклад получил широкий резонанс. Общественность узнала реальную угрозу пожаров, нависшую над страной. Реакцией на доклад стал подписанный 21 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности».

Несмотря на некоторую стабилизацию роста количества пожаров по сравнению с 1994 годом, в чем несомненная заслуга самоотверженной работы сотрудников государственного пожарного надзора, в 2001 году их произошло около 250 тысяч, а количество погибших людей составило 18,3 тысяч человек (в 70-е годы гибель людей от пожаров не превышала 4 тыс. человек: это был один из самых низких показателей среди развитых стран мира)!

Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.

Сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России – это не только мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня, но и эффективная защита интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Внедрение новых методов и подходов к осуществлению надзорных мероприятий позволило освободить от надзора малый и средний бизнес, при этом сосредоточив внимание на объектах, представляющих наибольшую опасность, и реализацию профилактических мероприятий.

Принимаемые меры позволили добиться за последние 10 лет значительного снижения количество пожаров и последствий от них.

В современной истории этот праздник начал отмечаться только с 2007 года, как оценка важности деятельности сотрудников пожарного надзора.

Print Friendly, PDF & Email