спо иап меню
Наш видео — канал
Наша песня
videodaid
Найди свой храм
Нас посетило:

Пожарный катер мается без дела. «Вечерний Ростов» 19 мая 2011 год.

Вопрос для МЧС: неужели донским огнеборцам не пригодится изобретение ростовчанина?

Горевший камыш тушили даже с поезда 5 мая.

Ростовчанин Сергей Кузнецов сконструировал и построил легкий пожарный катер, который способен решить проблему пожаров сухого камыша на берегах водоемов. Но это изобретение, не требующее больших затрат и капиталовложений, почему-то не востребовано государственными структурами…

Сергей Александрович Кузнецов (он постоянный подписчик «Вечернего Ростова») обратился в редакцию после того, как прочел в нашей газете корреспонденцию о пожаре сухого камыша, случившемся 4 мая на левобережье Дона. Напомним, что от костра, который разжег бомж, чтобы приготовить себе обед, загорелся сухой камыш на площади около трех тысяч квадратных метров. Громадный столб дыма был виден практически из любой точки Ростова. Камыш тушили четыре автоцистерны и даже пожарный поезд…

Подобные пожары происходят на водоемах Ростовской области, к сожалению, каждый год. Эта тема для нас столь же актуальна, как горящие торфяники в средней полосе России! Универсального средства борьбы с бедой пока нет. Но С.А. Кузнецов утверждает, что проблема легко решается с помощью малого пожарного катера быстрого реагирования, который уже сконструирован, построен и хорошо проявил себя на практике.

Сергей Александрович Кузнецов – профессионал в области «малого» судостроения. В прошлом выпускник Ростовского речного училища, но уже 30 лет на преподавательской работе, готовит молодые кадры для российского флота. С.А. Кузнецов руководит водно-спортивной лабораторией СТК «Патриот» Ростовского филиала Московской государственной академии водного транспорта. Профессионально занимается усовершенствованием «малых» судов и спортивных лодок, сотрудничает с судостроительными предприятиями России…

Легкую дюралевую лодку он присмотрел на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Ее здесь посчитали неудачной конструкцией и планировали пустить на металл. А ростовчанин суденышко приобрел, привез на базу на Зеленом острове, своими руками довел до ума. И сразу решил, что сделает из него пожарный катер.

— Все, кто работает на Зеленом острове, знают, как актуальна здесь проблема пожарной безопасности. Случись беда, автоцистернам придется добираться через городские пробки, а потом еще через понтонный мост. К тому же эту переправу убирают с ноября по март. Если полыхнет, то никто не поможет!

Но смысл изобретения даже не в катере, а в способе подачи воды в пожарные рукава. Сергей Александрович Кузнецов объясняет, что остроумная идея пришла ему в голову в то время, как он наблюдал за молодыми людьми, развлекающимися на гидроциклах.

— У гидроциклистов есть такая забава: обивать друг друга мощными струями из водометных движителей. А я задумался: что если этот водомет приспособить для пожаротушения?

По собственным чертежам ростовчанин изготовил в мастерской специальную насадку-уловитель на водометный движитель. Через насадку вода по рукаву идет на лафетный ствол, установленный в середине катера. Вот и все! Идеальное, как полагает С.А. Кузнецов, средство пожаротушения готово.

Мощности водомета в 40 лошадиных сил хватает, чтобы создать давление в пожарном рукаве порядка восьми килограммов на каждый сантиметр. Это позволяет перекачивать пять тонн воды за одну минуту. Высота водяного столба из лафетного ствола достигает 50 метров. Кроме того, вода с катера может подаваться по рукавам в глубь побережья.

У ростовских огнеборцев имеется на вооружении пожарный катер «Вьюн-13». На нем можно разместить такое пожарное оборудование – вот только подойти близко к берегу катер может не везде из-за своей осадки. А это существенный недостаток в условиях мелководного донского левобережья.

Плоскодонный пожарный катер при своей осадке 10 сантиметров способен подойти к берегу практически вплотную. Его также можно сбросить с вертолета в озеро, пруд или даже болото – он будет работать там, где есть хоть немного воды. Для непрерывной работы требуются только запасные канистры с бензином для движителя.

В распоряжении МЧС имеются малые катера типа «казанка», оборудованные помпами для пожаротушения. Но у таких помп недостаточная мощность. А установить в лодке агрегат, сопоставимый с 40-сильным водометом, проблематично: не позволяют вес и габариты.

Ростовчанин Кузнецов нашел идеальное решение: катер подъезжает к месту пожара на водометном движителе, его же используют для пожаротушения. Поставить насадку-уловитель – дело всего одной минуты. В следующую минуту пять тонн воды обрушатся на очаг пожара.

— Я испробовал катер в деле, когда горел камыш на Зеленом острове. Возгорание было ликвидировано за несколько минут!

Сейчас изобретатель патентует разработанную им насадку. Он уверен, что сфера применения пожарных катеров, работающих от двигателя-водомета, гораздо шире. Например, водомет может легко снимать пленку с поверхности воды при разливах нефти и подавать ее в закрытый резервуар. А еще такой катер может обеспечить пожарную безопасность баз отдыха и других объектов на берегах рек, особенно в труднодоступных местах и на мелководье.

Одним словом, всем хорош катер, но все равно он продолжает оставаться делом изобретателя одиночки. По словам С.А. Кузнецова, сотрудники МЧС проявили к пожарному катеру чисто созерцательный интерес. Посмотрели, одобрили, но…

Малый пожарный катер быстрого реагирования по-прежнему демонстрирует свои возможности только в окрестностях Зеленого острова.

А. Оленев

Оставить комментарий