спо иап меню
Наш видео — канал
Наша песня
videodaid
Найди свой храм
Нас посетило:

Сентябрь 2005

О работе Главного управления МЧС России по Ростовской области по снятию избыточных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса при осуществлении государственного пожарного надзора

Заседание  областной  МВК  по  устранению

нормативно-правовых,  административных  и

организационных  барьеров  на  пути

развития  предпринимательства  21.09.05

Выступление заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области — начальника управления ГПН (Главного государственного инспектора Ростовской области по пожарному надзору) полковника внутренней службы Бойко В.М.

Целью моего выступления является доведение до сведения предпринимателей, представителей  бизнес-сообществ области  достаточной  информации о формах и методах осуществления государственного  пожарного надзора, порядке получения различных разрешительных документов и работе телефона доверия в Главном управлении МЧС России по Ростовской области, а также реализации принципа открытости и публичности в его деятельности, прозрачности при проведении мероприятий по контролю (надзору)  в области  пожарной  безопасности. На ваше решение выносится также выработка мер по снятию избыточных административных и технических барьеров при осуществлении ГПН, упрощению порядка лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности, приближению органов ГПН к поднадзорным объектам в Ростовской области, а также организации взаимодействия с представителями бизнеса по вопросам повышения уровня пожарной безопасности.

Государственный  пожарный  надзор  является неотъемлемой составляющей  Федеральной противопожарной службы, поэтому  речь будет  идти  не только  от  имени УГПН области, но и от имени  МЧС России.

Деятельность  должностных лиц  органов  государственного  пожарного надзора при осуществлении  надзорной деятельности, в том  числе  по проведению обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений  организаций и других объектов  в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности  и  пресечения их  нарушений,  регламентирована  требованиями статьи 6 Федерального закона  «О  пожарной  безопасности»  от  21.12.1994г. 69-ФЗ,  Федеральным законом  от  08.08.2001г. № 134-ФЗ  «О защите прав юридических  лиц  и  индивидуальных предпринимателей при проведении государственного  контроля (надзора)»,  а  также разработанным на основе этого закона  ведомственным нормативно-правовым  актом — «Инструкцией по организации и осуществлению  государственного пожарного надзора в Российской Федерации», утвержденной приказом МЧС России  от  17.03.2003г.  № 132),  а  также  Кодексом  Российской Федерации  об административных  правонарушениях  (КоАП  РФ). Кроме этого действует «Инструкция по организации и осуществлению ГПН в Ростовской области», конкретизирующая некоторые положения указанных нормативно-правовых актов.

Статьей 1 ФЗ «О пожарной безопасности» определено понятие  Государственного пожарного надзора —  осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности  и  принятие  мер  по  результатам  проверки.

МЧС России  в  рамках  проводимой  Правительством   РФ  дебюрократизации общества, исходя из новых социально-экономических условий, проводится реформирование надзорной деятельности, снятие избыточных барьеров на пути развития предпринимательской активности с учетом допустимого ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе избыточного регулирования в области обеспечения пожарной  безопасности, а  также с учетом  разделения  функций экономической деятельности, надзора  и  контроля.

С момента вступления в силу ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»  МЧС  России  ведется  в  этом  плане  планомерная работа

Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации установлены формы и методы осуществления надзорной деятельности. Проверки выполняются только на основании распоряжений руководителей органов ГПН  теми государственными инспекторами, которые указаны в распоряжениях о проведении проверок. По результатам мероприятия по контролю помимо предписания ГПН об устранении выявленных нарушений требований пож. безопасности составляются акты проверок, в которых отражается краткая характеристика пожарной безопасности объектов. Установлена периодичность плановых проверок на объектах контроля  не чаще одного раза в два года.   Периодичность  плановых  проверок  особо важных  и режимных объектов, а также объектов,  на  которых в обязательном порядке должна создаваться объектовая пожарная охрана,   – один раз в два года.

В соответствии со вступившим в силу федеральным законом от 09.05.2005г. № 45-ФЗ, внесшим изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения такого понятия как «административное приостановление деятельности», назначаемого судьями, органы ГПН теперь не вправе самостоятельно выносить предписания ГПН о приостановлении эксплуатации объектов, зданий или сооружений при наличии нарушений требований пожарной безопасности, создающих непосредственную угрозу  возникновения  пожара  и  (или) безопасности  людей. Теперь административное приостановление деятельности в области обеспечения пожарной безопасности назначается судьей только в случае наличия нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В то же время,  необходимо напомнить, что законодательством  (ст. 27.16. КоАП РФ)  государственные инспекторы по пожарному надзору в исключительных  случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара, наделены правом самостоятельно применять  временный запрет деятельности, заключающийся в кратковременном,  установленном на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если  за совершение такого административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Особо хочу отметить, что в соответствии с  «Положением о государственном  пожарном  надзоре», введенным в действие постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 820, значительно сужен  круг  должностных  лиц  ГУ МЧС России по Ростовской области, наделенных правами по осуществлению ГПН. В настоящее время такими полномочиями наделены только  штатные  сотрудники  аппарата  УГПН  Главного управления МЧС России по  Ростовской области  и территориальных подразделений ГПН в муниципальных образованиях области. Их общая численность в настоящее время составляет  243 человека  (в среднем  по  4 государственных инспектора по пожарному надзору в муниципальном образовании).

Это положительно сказалось на обоснованности и качестве готовящихся административных  материалов, способствует нормализации правового поля надзорной деятельности, снимает необоснованность возможного административного давления на субъекты предпринимательской активности. В истекшем периоде 2005 г.  удельный вес количества отмененных судами либо вышестоящими должностными лицами ГПН постановлений о назначении адм. наказаний составил 0,08 %  от  общего  количества  вынесенных  постановлений.

В соответствии с «Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Ростовской области» все  предписания  ГПН об устранении нарушений требований пожарной безопасности, акты проверок, заключения  ГПН о соблюдении  на объектах соискателей лицензий требований  пожарной  безопасности  и  другие  документы ГПН  готовятся  только  на  бланках  строгой  отчетности.

В 2003 году введен в действие ряд  нормативных правовых актов  по пожарной безопасности. Среди них –  «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03),  которыми  впервые  введены  принципы  гибкого  объективно-ориентированного  подхода к оценке противопожарного состояния  эксплуатируемого объекта, позволяющие собственнику рисковать своим имуществом  при  безусловном  выполнении  мероприятий,  направленных на обеспечение безопасности людей в случае возникновения пожара и  устранение возможности причинения вреда третьим лицам, таким  образом,  снимая избыточные требования для выбранного варианта противопожарной защиты.  Указанные принципы используются в настоящее время при разработке технического регламента «Общие требования пожарной безопасности».

Согласно ППБ 01-03  требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей на объектах с помо­щью организованной системы  пожарной безопасности  должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и со­ставлять  не менее 0,999999 предотвращения воздействия  опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасно­сти для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном по­рядке методикам (ГОСТ 12.1.004—91 Пожарная безопасность. Общие требования).

В соответствии с приказом ГУ ГОЧС Ростовской области от 20.02. 2004г № 100   «О порядке подготовки и выдачи заключений ГПН о соблюдении  на объектах соискателей лицензий требований пожарной безопасности »  заключения  ГПН во всех территориальных подразделениях ГПН для представления их в лицензионные органы  в настоящее время выдаются на безвозмездной основе. Срок рассмотрения и получения заключений не должен превышать 10 дней.

С 2004 года согласование  площадок  (трасс) под строительство объектов, рассмотрение вопросов и подготовка  заключений ГПН о возможности  изменения целевого назначения помещений  (перевод из жилого в нежилой фонд и  наоборот)  УГПН  Главного управления МЧС России по Ростовской области также  осуществляется  на  безвозмездной  основе.

В целях  предотвращения  случаев лоббирования сотрудниками ГПН  интересов отдельных  коммерческих и других организаций, осуществляющих  работы  (услуги)  в  области обеспечения пожарной безопасности,  исключены  из практики  случаи  участия  должностных  лиц  ГПН  в комиссиях  по  приемке отдельных элементов противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления, огнезащиты  строительных конструкций  и   т.п.)  на объектах  нового строительства и реконструкции,  в  том числе  и  на  объектах  малого бизнеса, за исключением случаев инициативы  (письменной просьбы) их руководителей  либо  владельцев.

Для профилактики правонарушений должностных лиц ГПН при осуществлении служебной деятельности в  Главном управлении МЧС России по Ростовской  области  создан  и доведен  до населения области  через средства массовой  информации  «телефон  доверия»  240-29-89.  Анализ поступающей на телефон доверия информации свидетельствует о том, что  сообщения в основном касаются вопросов пожарной безопасности, выражается беспокойство граждан о нахождении в подвалах жилых домов лиц БОМЖ, установке на лестничных площадках мебели, закрытии или загромождении эвакуационных выходов и т.п.  О случаях нарушения законности при проведении мероприятий по надзору (проверок) в отношении объектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, случаях нарушения периодичности проведения проверок, правонарушениях при проведении проверок, сообщений, для чего собственно и введен  «телефон доверия», не зарегистрировано. Несомненно, это является положительным моментом, однако в полной мере проводимая работа не дает ожидаемого результата, в связи с тем, что граждане, юридические лица и предприниматели не ставят вопросы о неправомерных действиях должностных лиц ГПН при проведении мероприятий по надзору.

Реализация приказа МЧС России от 16.01.2003г. № 20 «Об аттестации сотрудников ГПС МЧС России, выполняющих функции по осуществлению ГПН», положительным образом сказалась на повышении профессионального уровня и комплектации кадрового состава органов ГПН Ростовской области. В ходе проведения аттестаций государственных инспекторов по пожарному надзору в обязательном порядке учитываются обращения и заявления организаций и граждан в ГУ МЧС России по Ростовской области, характеризующие деятельность указанных должностных лиц.

Введенным приказом МЧС России от  06.01.2004г. № 3 «Об утверждении Перечня должностных лиц ГПС МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»  определен перечень статей КоАП РФ, по которым гос. инспектора по пожарному надзору могут составлять протоколы об адм. правонарушениях, что способствовало нормализации правового поля надзорной деятельности, сняло возможность необоснованного административного давления на субъекты предпринимательской активности.

В то  же  время  в  материалах  социологического   опроса  предпринимателей  и  представителей  бизнеса  красной нитью  проходит  вывод  о  том,  что   частота   проверок  объектов  сотрудниками ГПН,  в  том  числе  в  Ростовской  области, из  года  в  год   практически  не  снижается.

Внеплановые проверки объектов составляют в процентном отношении  подавляющее число от общего числа проводимых  проверок и проводятся   в   соответствии  с   пунктом   5   статьи  7   ФЗ    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).  Целью проведения внеплановой проверки является контроль исполнения предписаний ГПН  об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных ранее  в результате  планового мероприятия по контролю  (проверки). В соответствии с  Инструкцией…  сроки  выполнения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности назначаются инспектором ГПН.  В зависимости от  характера  различных  нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются и различные сроки  их  выполнения  (от  нескольких  дней  до  нескольких  лет).

И именно  поэтому  внеплановые  проверки  объектов могут проводиться  по  нескольку  раз  в  год  по  мере  истечения  назначенных  сроков  устранения  нарушений  требований  пожарной  безопасности.

Более  того,  несвоевременное проведение внеплановой проверки с целью  контроля исполнения отдельных пунктов предписания  ГПН  приводит  к  тому, что  в соответствии  с  КоАП РФ  по  истечении  двух  месяцев со дня  обнаружения адм. правонарушения в области пожарной безопасности  (т.е. по  истечении  двух  месяцев  с  момента  наступления  назначенной  предписанием  даты  устранения  НТПБ), виновные  лица уже не  могут  быть  привлечены  к  административной  ответственности. А основной задачей органов ГПН является как выявление нарушений требований пожарной безопасности, так и принятие мер к их пресечению.

Кроме того, внеплановые проверки в соответствии с указанной статьей  ФЗ  могут  также  проводиться  (и  проводятся)  по  мотивированному  решению органа ГПН  в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные  товары (работы, услуги)  и  (или) объекты.  Например,  после случившихся пожаров на различных объектах  экономики  (школы, общежития).

В то же время, было  бы   неправильным  толковать  принимаемые органами  ГПН меры по пресечению  выявленных  нарушений требований пожарной безопасности  как  вмешательство  в  экономическую  деятельность организаций  и  предпринимателей,  как  создание  адм. барьеров  на пути их развития, ибо это является главной задачей органов ГПН,  определенных ФЗ  «О пожарной безопасности»  и  ФЗ  № 134  от  08.08.2001г.

Что касается лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Наряду с Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и  Федеральным законом  № 80-ФЗ 2005 года, внесшим в него изменения, основным нормативным документом в данной работе является постановление Правительства РФ от 31.05.2002г.№ 373 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», утвердившее «Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров» и «Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», а также другие нормативные правовые акты, целью принятия которых было сокращение лицензируемых видов деятельности и устранение недостатков, сложившихся в системе лицензирования, превративших процесс получения лицензий в один из административных барьеров. С целью устранения этих барьеров в указанных документах требования к соискателям лицензий оптимизированы. При этом акцент в деятельности лицензирующих органов в системе МЧС России смещен в сторону осуществления контроля за качеством выполнения лицензиатом работ и услуг в области пожарной безопасности после получения им лицензии. В 2003 году была упразднена система лицензирующих органов в области пожарной безопасности, а функции по выдаче лицензий сосредоточены в Федеральном органе исполнительной власти – в УГПН МЧС России.

В настоящее время Главное управление МЧС России по Ростовской области в соответствии с приказом МЧС России от 06.08.2004 г.  № 372 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МЧС РОССИИ — ОРГАНЕ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННОМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАДАЧИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», вправе осуществлять в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России. Однако до настоящего времени существующий ныне порядок лицензирования деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (постановление Правительства РФ от 31.05.2002г.№ 373) не изменен, в организационно-штатном  расписании Главного управления, утвержденном МЧС России, отдел лицензирования не предусмотрен. И только в 2006 году планируется создание таких отделов во всех Главных управлениях МЧС России по  субъектам Российской Федерации, в том числе и в Ростовской области.

Что касается сертификации. В настоящий период Система сертификации в области пожарной безопасности (ССПБ) основывается на действующем законодательстве РФ (ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 312 утверждены «Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации» и «Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации», которые  устанавливают цели, принципы, структуру, правила, процедуры и порядок проведения обязательной (обязательное подтверждение соответствия) и добровольной сертификации продукции  в Системе сертификации в области пожарной безопасности, проводимой органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. Испытательная лаборатория на базе ИПЛ Главного управления МЧС России по Ростовской области также аккредитована в Системе, на которую возложены функции по проведению сертификационных испытаний в соответствии с областью аккредитации, испытанию сертифицированной продукции в рамках инспекторского  контроля, участию в проверке условий производства по поручению органа по сертификации и другие.

Работы по обязательному и добровольному подтверждению соответствия в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» подлежат оплате заявителем.

В силу определенных причин наша испытательная лаборатория  пока не является органом по сертификации продукции.

В заключение хочу сказать, что в деятельности органов ГПН Ростовской области конечно же  есть существенные недостатки и упущения в работе. Мы сами их выявляем в ходе проведения инспекторских, контрольных и целевых проверок ТП ГПН, и принимаем к виновным жесткие меры дисциплинарного воздействия. Достаточно сказать, что за истекший период 2005 года  за недостатки в служебной деятельности, в том числе и за нарушения требований ФЗ-134, привлечено к дисциплинарной ответственности 51 должностное лицо ГПН (21 %  от общего количества сотрудников), в том числе 21 руководитель ТП ГПН из 55,  в то время как за весь 2004 год к дисциплинарной ответственности было привлечено 38 должностных лиц. Ни одно выявленное нарушение  или злоупотребление в служебной деятельности не остается безнаказанным. В то же время мы сейчас переживаем острый кадровый кризис сотрудников ГПН. В нескольких сельских районах области руководители ТП ГПН, дознаватели, инспектора  явно не соответствуют занимаемой должности, но нам их не кем заменить, ибо в противном случае в этих районах вообще некому будет работать. Поэтому просил бы присутствующих предпринимателей обо всех случаях злоупотреблений служебным положением информировать руководство Главного управления МЧС России по Ростовской области, руководство УГПН либо сообщать об этих фактах по телефону доверия 240-29-89.

Подводя итоги своего выступления, хочу сказать, что в Главном управлении МЧС России по Ростовской области, в том числе и в управлении государственного пожарного надзора, являющемся его структурным подразделением, никаких нормативно-правовых актов, создающих какие-либо административные барьеры на пути развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса при осуществлении ГПН нет.  Если же на местах территориальными подразделениями ГПН или отдельными сотрудниками ГПН создаются такие барьеры, то это делается либо из их корыстных побуждений (и мы готовы  совместно с вами с этим  бороться), либо эти «барьеры» надуманы самими предпринимателями, нежелающими вкладывать средства на обеспечение пожарной безопасности  и сохранность жизни и здоровья людей.