Разъяснения по вопросу применения ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

С 01.05.2018г. введен в действие ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

Настоящий стандарт разработан Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО), Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ), внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги», утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017г. № 1794-ст.

Согласно предисловия и введения к названному национальному стандарту, правила его применения установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а реализация положений направлена на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме».

На форуме пожарная безопасность — www.0-1.ru на ветке «ГОСТ Р 57974-2017» (серия 1, серия 2, серия 3) одним из разработчиков национального стандарта – Ассоциацией «Национальный Союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (далее — НСОПБ),  а также центром по аккредитации в системе НСОПБ (http://fcak.ru/центр — аккредитации), центром по аккредитации «Кайрос» (https://kairoscity.ru/akkreditatsiya-na-pravo-proverki-rabotosposobnosty/) и Евразийским центром в области обеспечения безопасности (http://eacob.ru/сертификация-аккредитация) было организовано обсуждение вопроса по обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017.

Одновременно, Президент НСОПБ Серегин С.Н. неоднократно выступал в федеральных СМИ с разъяснениями об обязательности исполнения ГОСТ Р 57974-2017. Соответствующая информация также была размещена НСОПБ и в YouTube.

Суть всех обсуждений и разъяснений (см. сайт http://fcak.ru/центр аккредитации/аккредитация-в-системе-нособ) была сведена НСОПБ к следующему (ниже приводится оригинальный текст с указанного сайта):

«Правительством Российской Федерации в 2017 году внесены изменения в постановление правительства о противопожарном режиме по организации проверки работоспособности противопожарных систем.

1 мая 2018 года вступили в силу изменения в нормативных документах по пожарной безопасности. Данные изменения касаются абсолютно каждого объекта РФ. Организациям для того, чтобы иметь право проведения работ проверки работоспособности, необходимо иметь «Аккредитация в системе НСОПБ».

Постановление правительства № 390 ППР РФ:

61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и международными стандартами и оформляет Национальный сертификат обеспечения пожарной безопасности (акт проверки).

Пункт 63. Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

Таким образом Правительство Российской Федерации определило, что проверка работоспособности и техническое обслуживание систем относятся к разным видам деятельности».

Здесь же приводятся ссылки на письмо Росстандарта от 12.04.2018г. № 5488-ДТ/03 (прилагается), на выпуск программы «Доброе утро на Первом канале» от 27.04.2018г., на информацию Муромской городской прокуратуры, размещенную на сайте Прокуратуры Владимирской области (http://vladprok.ru/s-1-maya-2018-goda-kompanii-obyazany-proveryat-svoi-sistemy-protivopozharnoj-zaschity-po-novomu-gost), а также даются комментарии по письму МЧС России от 19.03.21018г. № 91-1080-19 (прилагается), из которых следует. что: «ГОСТ сам по себе добровольного применения, но поскольку иные национальные стандарты, обеспечивающие выполнение требований пункта 61 Правил на данный момент отсутствуют, данный ГОСТ является обязательным к применению для реализации положений постановления Правительства Российской Федерации N 390 «О противопожарном режиме».

Желаемый результат был достигнут.

Ряд прокуроров в субъектах Российской Федерации, региональные и местные СМИ разместили на своих сайтах:

http://www.kandalaksha-admin.ru/inde…
http://prokbruhov-ru.1gb.ru/news/53-…
http://www.beloozerskiy.ru/news/prok…
http://olenegorsk.gov-murman.ru/offi…
https://proctmo.ru/activities/pravov…
http://www.utprok.ru/reception/expla…
https://procnov.ru/explain/1985-s-1-…
http://www.51.fsin.su/prokuratura-ra…
https://procrf.ru/news/626058-prokur…
https://zavodoukovsk.admtyumen.ru/mo…

КузПресс http://kuzpress.ru/society/12-04-201…
Барнаул.орг http://barnaul.org/news/s-1-maya-201…
РИА Индустрия безопасности http://www.securitymedia.ru/news_one…

информацию о том, что ГОСТ Р 57974-2017 является национальными стандартом обязательного применения, за неисполнение которого виновные юридические лица, руководители объектов будут привлечены к административной ответственности.

В результате только в орган добровольной сертификации в области пожарной безопасности НСОПБ за аккредитацией на право проведения проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений обратилось более 600 организаций, что позволило НСОПБ заработать в апреле-мае 2018г. более 90 млн. рублей.

 

Консалтинговое бюро «Воронова и партнеры» не может согласиться с вышеуказанной позицией НСОПБ по следующим основаниям.

1. 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.06.2015г. № 162 «О стандартизации» стандартизация в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе добровольности применения документов по стандартизации.

Обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации установлена статьей 6 Федерального закона от 26.06.2015г. № 162 «О стандартизации» (оборонная продукция, продукция, используемая целях защиты информации, продукция для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии).

Статья 26 Федерального закона от 26.06.2015г. № 162 «О стандартизации» предусматривает, что применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту…

Одновременно статья 5 Федерального закона от 26.06.2015г. № 162 «О стандартизации» предусматривает, что применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» регулирует отношения возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия и оценки соответствия продукции.

Особенности технического регулирования в отдельных областях установлены статьей 5, 5.1 — 5.5 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Следует обратить внимание на статью 5.1 «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений».

Согласно указанной статьи, особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Статья 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что:

  • перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, утверждается Правительством Российской Федерации;
  • перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, утверждается Национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

К сожалению, в отличии от Минстроя России, МЧС России не инициировало включение в Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статью, аналогичную статье 5.1 «Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений».

При этом, согласно статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой, в том числе, установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

Перечень национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009г. № 304-р.

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержден приказом Росстандарта от 16. 04.2014г. № 474.

Обращаем внимание.

В перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ, включены только национальные стандарты на основании которых проводится классификация различной продукции и строительным конструкциями по пожарной опасности, а также стандарты, устанавливающие требования к различной пожарно-технической продукции при ее производстве и модернизации.

Так, например, раздел 1 «Область применения» ГОСТ Р 53325-2012 устанавливает, что  настоящий стандарт распространяется на технические средства пожарной и охранно-пожарной автоматики (пожарные извещатели, источники бесперебойного питания технических средств пожарной автоматики, пожарные оповещатели, приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные, изоляторы короткого замыкания, выносные устройства индикации, устройства контроля работоспособности шлейфов, системы передачи извещений о пожаре) и устанавливает только общие технические требования и методы их испытаний.

В перечень, утвержденный приказом Росстандарта включены, в том числе национальные стандарты и своды правил, устанавливающие общие требования, связанные с противопожарной защитой (код ОКП 36 4534, 36 9600, 47 4164, 48 5810, 48 5820, 48 5830, 48 5840, 48 5850, 48 5860, 48 5880, 52 6350, 96 9390, 96 9550) (примечание: в настоящее время действует ОКПД 2, переходный ключ прилагается), добровольного применения.

ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» ни в один из указанных перечней не включен.

При этом, включить ГОСТ Р 57974-2017 в первый перечень невозможно, в силу того, что он не устанавливает требования к продукции при ее производстве и модернизации.

В случае включения ГОСТ Р 57974-2017 во второй перечень он будет иметь статус национального стандарта добровольного применения в целях обеспечения соблюдения Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

При этом ГОСТ Р 57974-2017 будет становиться обязательным для применения только для конкретного собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, принявшего добровольное решение о включении ГОСТ Р 57974 – 2017 в раздел 3 Декларации пожарной безопасности, составление которой регламентировано статьей 64 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой, в том числе, установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с письмом МЧС России от 18.12.2013 г. № 19-3-1-5587 (прилагается) в настоящее время исчерпывающие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, а также объектов защиты различных классов функциональной пожарной опасности, регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390, относятся к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016г. № 947 (а не в 2017г., как указывает НСОПБ) в Правила противопожарного режима в Российской Федерации были внесены изменения, согласно которых:

  • пункт 61 изложен в следующей редакции: «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки»;
  • пункт 63 изложен в следующей редакции: «Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией)».

То есть, заявление НСОПБ, о том, что пункт 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат формулировку — … оформляет Национальный сертификат обеспечения пожарной безопасности (акт проверки), является недостоверным.

Аналогично недостоверны распространяемые НСОПБ заявления о том, что ГОСТ Р 57974-2017 является «единственным национальным стандартом, обеспечивающим выполнение требований п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации», а «проверка работоспособности и технического обслуживания систем относятся к разным видам деятельности».

Так, например,

Термины «периодический контроль» или «непрерывный контроль» (проверка работоспособности) при техническом обслуживании техники содержит ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения».

ГОСТ Р 27.002-2009 «Надежность в технике. Термины и определения» содержит термины «диагностирование неисправности», «проверка функционирования», «контрольное испытание» и т.п.

ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» определяет, что техническое обслуживание и текущий ремонт систем проводится проводятся с целью обеспечения выполнения функций, предусмотренных проектом, целостности систем, работоспособности и функциональной безопасности в течение всего срока эксплуатации, предусмотренного проектной и технической документацией, что достигается, в том числе, периодической проверкой (путем измерений, испытаний) соответствия параметров требованиям технической (эксплуатационной) документации.

Содержит раздел 9 «Организация технического обслуживания и ремонта» ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 839-1-4-89) «Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию».

Согласно указанного раздела в процессе технического обслуживания следует проверять, в том числе:

  • срабатывание извещателей и работоспособность приемно-контрольных приборов и устройств;
  • работоспособность основных и резервных источников электропитания;
  • работоспособность световых и звуковых оповещателей;
  • общую работоспособность системы целом.

Как правило, производители систем противопожарной защиты зданий и сооружений в руководствах (инструкциях) по эксплуатации названных систем устанавливают требования по их техническому обслуживанию и текущему ремонту, предусматривая в ходе проведения регламентных работ и обязательность проведения проверки работоспособности системы.

Таким образом, техническое обслуживание систем и установок противопожарной защиты и проверка их работоспособности являются неразделимыми процессами.

При этом, во всех случаях техническое обслуживание, при котором осуществляется контроль технического состояния системы, выполняется с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации на систему периодичностью и объемом.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011г. № 1225.

Наличие лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – лицензия МЧС РФ) является достаточным условием, дающим право обладателю лицензии, проводить проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, как при проведении технического обслуживания названных средств, так и вне рамок выполнения таких работ по заданию руководителя организации.

При этом, установление требований для организаций и частных предпринимателей, имеющих лицензию МЧС России, по обязательности прохождения аккредитации в качестве экспертной организации в системе добровольной сертификации НСОПБ, для подтверждения своей компетенции на проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений, не только избыточно, но и не правомочно в силу федерального законодательства в области лицензирования отдельных видов деятельности.

Пройти такую аккредитацию организация, имеющая лицензию МЧС России, может исключительно по собственному желанию и исключительно в добровольном порядке.

Рассматривая вопрос обязательности прохождения аккредитации в системе добровольной сертификации для организации, привлекаемой руководителем объекта для проведения проверок работоспособности систем противопожарной защиты, или специалистов, состоящих в штате организации необходимо учитывать нижеследующее.

Обязанность прохождения аккредитации в системе добровольной сертификации для организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензию МЧС России, а также для специалистов организаций, может возникнуть только после того, когда обязательность применения ГОСТ Р 57974-2017 будет обеспечена путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390, предусматривающих прямую ссылку на стандарт (см. ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015г. «О стандартизации»).

Данный вывод основан, в том числе и на письме Росстандарта от 08.05.2018г. № 7003-ДТ/03 (прилагается).

Вызывает крайнее удивление и включение в ГОСТ Р 57974-2017 пункта 6.7, согласно которому: «Методики проверки работоспособности систем ППЗ, изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия-изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат ТК 001. На основании результатов экспертизы ТК 001 готовит заключение, которое направляет разработчику методики».

Включая данный пункт в ГОСТ Р 57974-2017 разработчики стандарта, а также ТК 001, внесший данный стандарт на утверждение в Росстандарт, проигнорировали требования ГОСТ 2.601-2013 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Эксплуатационные документы (с Поправкой)» и ГОСТ 2.610-2006 «Правила выполнения эксплуатационных документов», устанавливающих виды эксплуатационных документов на изделие и правила их разработки, в том числе руководства по эксплуатации — документа, содержащего сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей.

Одновременно, разработчики стандарта нарушили требования ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. правила построения, изложения, оформления и обозначения (с поправкой, с изменением n 1)», а ТК 001 не усмотрел, что названный пункт возлагает на ТК 001 осуществление полномочий, не предусмотренных ГОСТ Р 1.1-2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».

В заключении считаем необходимым обратить внимание на ГОСТ Р 1.0-2012. «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», согласно положения которого, ГОСТ Р 57974-2017 может становиться обязательным для применения в случае определения Заказчиком обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств.

НСОПБ,  убеждая в обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017, ссылается на подпункт 2 пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Однако из всего вышеизложенного следует, что включение ГОСТ Р 57974-2017 будет возможно только после внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390, предусматривающих прямую ссылку на стандарт, и только в случае выбора поставщика услуги по проверке работоспособности систем и установок противопожарной защиты.

В случаях выбора поставщика услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем и установок противопожарной защиты ссылка на ГОСТ Р 57974-2017 не только ничем не обоснована, но и будет противоречить требования указанного федерального закона о контрактной системе.

Направляя данное информационное письмо, подготовленное Консалтинговым бюро «Воронова и партнеры» по поручению СРО Союз организаций «АСБ», для использования членами СРО в повседневной деятельности, считаем целесообразным, что бы изложенная в письме информация была доведена до органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций, территориальных органов МЧС России и до органов прокуратуры.

ООО Консалтинговое бюро «Воронова и партнеры»
www.voronova-and-partners.ru